«Детский пухлый рот, покрасневшие веки, испуганный взгляд — вот что сразу бросилось мне в глаза в облике юной пациентки.
— Хоть о стенку бей, не говорит, что с ней случилось! Одно толкует: «Жить не буду», — ожесточенно сказала мать. Молчаливо соглашаясь с ней, растерянно развел руками отец.
— Лентяйкой стала, грубиянкой, все бы гулять, а учеба потом, — твердили родители. — все у нее есть, ни в чем отказа нет, а толку чуть... Давеча принесла двойку и на прошлой неделе тоже...
Я увидела растерянность, даже отчаяние в глазах девочки. Попросила родителей удалиться. — Милая Маня, что с тобой? — Вот брошусь под трамвай... — И причина этому двойка? — спросила я, взяв ее руну и незаметно считая пульс. Она на какой-то миг встретилась со мной взглядом, опустила глаза, густо покраснела и сделала попытку освободить руку».
Нет, причина драмы девочки да и родителей куда серьезней. Раннее познание «взрослой» жизни, ожидание ребенка...
Можно ли было избежать этого? Да, отвечают авторы книги, с которой мы хотим познакомить читателей. Тема разговора трудная, многогранная. Книга так и называется: «ПРОДОЛЖИМ РАЗГОВОР НА ТРУДНУЮ ТЕМУ». Авторы — доктор биологических наук А. Г. ХРИПКОВА, доктор медицинских наук Л. А. БОГДАНОВИЧ и кандидат медицинских наук А. Н. ШИБАЕВА. Вышла книга в издательстве «Педагогика».
Это действительно продолжение разговора, так как вышедшая в 1970 году брошюра А. Г. Хрипковой «Разговор на трудную тему» вызвала огромный, взволнованный отклик читателей.
Любопытные цифры: обследование показало, что в среднем только 16,8 процента девочек и мальчиков получили первые сведения по вопросам пола в школе, всего 6—7 процентов — от родителей, остальные же — а это три четверти из случайных источников. Можно ли поручиться, что источники эти чисты?
Сегодня человечество стоит перед фактом акселерации, наблюдается тенденция к ускорению развития организма человека. По результатам многих медико-статистических исследований половое созревание подростков по сравнению с прошлым столетнем происходит на 2—3 года раньше. Гражданская же, социальная зрелость, экономическая самостоятельность — черты более взрослого человека. Надо ли объяснять, как важно в этих условиях направленное воспитание?
Гигиена, режим питания, распорядок дня, сведения по анатомическим и физиологическим особенностям возраста, значение труда, спорта, отношения ребят в коллективе, семейный климат, ответы на «каверзные» детские вопросы и многое, многое другое освещается в книге. И в каждой главе тактично и умно повторяют авторы снова и снова: половое воспитание теснейшим образом связано с воспитанием нравственным.
В разговоре на трудную тему самое сложное найти верный тон. «Тут требуются смелость и деликатность, серьезность и известное чувство юмора, уважение, доверие к слушателям, строгая ясность в выражениях и глубокая задушевная теплота».
Строки эти принадлежат авторам книги, и именно так стремятся они вести разговор с читателями.
3. Ильина «Работница», 197х г. |