«1972 год, Мюнхен, Олимпийские игры — 1-е место». В 1970 году эта запись — мечта в дневнике мало кому известной девочки из Гродно — не могла не удивить старшего тренера сборной СССР по гимнастике Ларису Латынину.
А через два года уже миллионы зрителей с удивлением следили за «мертвой петлей» на брусьях и сальто на бревне семнадцатилетней Ольги Корбут. Золотые олимпийские медали — награда за выступления на бревне и в вольных упражнениях...
«Талантами в бантиках» называют нынешнее поколение гимнасток. За последние пять-шесть лет гимнастика действительно сильно помолодела. И дело не только в возрасте спортсменок — начиналась новая гимнастика. Гимнастика риска, безудержной фантазии и высокого артистизма.
Символом этого нового направления стало имя Ольги Корбут. Конечно, не сразу. Были в Мюнхене после выступления на брусьях и Олины слезы: смелость, риск, дерзость ее программы судьи оценили не слишком высоко Зато зрители приняли гимнастику Корбут без колебаний. Слава пришла в тот же день, когда были пролиты слезы.
Англичане сняли о Корбут часовой фильм, который так и назывался — «Ольга». В спортивных отчетах все чаще и чаще встречается: «прыжок Корбут», «петля Корбут». Ее фотографии обошли всю мировую печать. Корбут на пьедестале и на пресс-конференции, в момент выполнения очередного головокружительного трюка и в толпе жаждущих автографа.
О Корбут говорят: она — взрыв, вдохновение, естественность. Но это уже результат. А за ним — напряженные, мучительные порой, каждодневные тренировки, которые гимнастка совмещает с учебой в Гродненском пединституте. За ним — будни, когда в тренировочном зале только она и тренер. Когда надо искать, пробовать.
— Всегда считалось, что гимнастка имеет право на свой стиль. Тренер помог мне его выбрать. Неутомимый новатор, он вел меня неизведанными путями, и я бесконечно благодарна ему за это,— говорила Ольга Корбут о своем тренере Ренальде Кныше.
Пробовать! Но вот опять не получилось. В который раз! Почему? Понять бы только, почему. И взять себя в руки! Никто не должен видеть ее усталых глаз, ее злости, обиды на свое, пускай минутное, но все же бессилие. И снова брусья, снова бревно. Вот в эти трудные, невидимые зрителям минуты и снимал Ольгу Корбут наш фотокорреспондент В. Сафронов.
А в спортивном дневнике Ольги Корбут, может быть, уже появилась и такая запись: «1976 год, Монреаль, Олимпийские игры — 1-е место».
И. Журавская, «Работница», 70-е… |