Home Разное Школьник идет в кино
Школьник идет в кино PDF Печать E-mail
Ретро - Разное
02.09.2012 11:09

Дом культурыНачну с цифр. 91 процент школьников Воронежа и Горького каждую неделю обязательно бывают в кинотеатрах, причем третья часть их — несколько раз в неделю. 93 процента старшеклассников Свердловска и Новосибирска регулярно и довольно часто ходят в театры; чуть меньше — на художественные выставки и в музеи.

Конечно, эти цифры радуют: хорошо, что ребята столь активно интересуются театром, живописью, музыкой... Но они, цифры, заставляют и задумываться: как же велик, мощен, как разнообразен тот поток искусства, который ежедневно, ежечасно обрушивается на ребячьи головы!

Да, для нашего времени характерны сильное развитие средств массовой информации, высокий материально-культурный уровень людей. Почти в каждой семье есть домашние библиотеки, есть телевизоры— причем не только в семьях интеллигенции, но и среди рабочих. Действительно, целый поток искусства! Даже взрослому нелегко «переварить» его, а тем более — ребенку. Каков же уровень художественного развития школьника? Стремясь получить ответ на этот вопрос, сотрудники Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР провели социологическое исследование среди 12 тысяч школьников в пятнадцати крупных городах. Работа пока не завершена, но кое-какие предварительные результаты уже есть.

Передо мной — анкета восьмиклассника из Мурманска. Парень хочет стать хирургом, любимый предмет — физика. Каждый день у него остается часа три свободного времени. Как же он их тратит? Два-три раза в неделю ходит в кино, примерно столько же вечеров проводит у телевизора. Конечно, слушает музыку — радио, магнитофон, тот же телевизор. Несколько раз в год бывает на выставках, концертах, в музее, театре.

Вот, пожалуй, и все. Пытается ли он как-то разобраться в этом калейдоскопе впечатлений? Думаю, не очень. Об искусстве не читает ничего. Зачем? Он, как и многие другие, наверняка убежден, что искусство — это отдых голове. Голова действительно устает сильно. Без разрядки нельзя. Потому, видимо, и считает лучшим фильмом... «Фантомаса». Сам понимает, что ерунда, но здесь можно посмеяться, отдохнуть. Чего же еще надо?

Вдумайтесь: сколько фильмов смотрел парень, сколько концертов слушал сколько полотен видел в залах музея, а подлинной радости искусства так и не знает! Не испытывает потрясений в театре, не подозревает даже, что прямоугольник киноэкрана может одарить его удивительными открытиями. Парадоксально: вроде бы жизнь нашего восьмиклассника полна искусством, даже с избытком, а присмотришься — вокруг него пустота.

Естественно, далеко не все анкеты заполнены в подобном духе, но и таких — порядочно. Единомышленники упомянутого восьмиклассника, возможно, станут квалифицированными специалистами, вырастут умными и добрыми людьми, но душевной бедности, упрощенности чувств, узости кругозора им, не понимающим искусства, вряд ли удастся избежать.

«Если ты хочешь наслаждаться искусством,— говорил К. Маркс,— то ты должен быть художественно образованным человеком». Образование само собой не приходит. Кто-то должен объяснить ребятам, что такое искусство и зачем оно людям. Однако существующая система художественного образования школьников вряд ли отвечает этим требованиям.

Конечно, школьникам младшего и даже среднего возраста не под силу углубленное изучение истории и теории искусства. Поэтому и в учебных программах акцент сделан лишь на развитие навыков рисования и пения. Из 210 учебных часов, отведенных на изобразительное искусство, только 28 посвящены беседам о живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве. 28 уроков за десять лет! Я уж не говорю о том, что в некоторых школах из-за отсутствия учителей эти предметы вообще не преподаются. Старшеклассники же, которые уже могли бы осмыслить искусство, фактически предоставлены самим себе. В учебных планах 8—10-х классов из предметов искусства остается одна литература, Надо ли удивляться, что около половины опрошенных нами старшеклассников Свердловска, Новосибирска, Горького и Воронежа не назвало своего любимого произведения — ни изобразительного искусства, ни музыкального.

Многие считают, что восполнить минусы художественно-образовательной работы на уроках могут внеклассные занятия. Однако собранный институтом материал говорит как раз о другом: внеклассные занятия охватывают очень небольшую часть ребят.

Вот факты. 28 процентов учащихся 9—10-х классов Мурманска и Архангельска ответили, что за последний год они ни разу не слушали лекций о литературе и искусстве, в том числе лекций по телевидению и радио; 65 процентов слушали лишь одну лекцию. 69 процентов старшеклассников Свердловска, Новосибирска, Горького и Воронежа за последний год не прочитали ни одной книги об искусстве и литературе.

Ну, а как читают они журналы, газеты? Оказалось, что «Советский экран» читает 61 процент старшеклассников из Новосибирска и Свердловска, «Юность» — 46 процентов. Дальше цифры резко падают» «Литературную газету» читают 17 процентов, «Иностранную литературу» — 9, «Искусство кино» и «Музыкальную жизнь» - 8, «Молодую гвардию» — 7, «Театральную жизнь» — 5, «Советскую музыку» — 4, «Искусство» — 1,5, «Творчество» — меньше одного процента школьников. Итак, действительно популярны у старшеклассников «Советский экран» и «Юность».

Журнал «Неделя», №15 (475), 1969 год.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Существенная часть нашего совершенства состоит в том, чтобы замечать наши несовершенства.

Ф. Ламотт-Левайе

Rambler's Top100