Новый год всегда приносит с собой и новую моду. Эта вечная новизна никогда не иссякнет, как не может иссякнуть человеческая фантазия.
Существует множество причин — экономических, социальных, эстетических, — которые вызывают изменения в одежде. Одна из них, особо характерная для нашего времени, —стремление к созданию удобного костюма, отвечающего образу жизни современной деловой женщины. Начиная с коротких, освободившихся от корсетов «мальчишечьих» платьев 20-х годов, практичного, хотя и лишенного женственности костюма конца 30-х до спортивно-суховатых мини 60-х, романтических макси начала 70-х и кончая одеждой наших дней — свободной от крайностей, удобной, но в то же время элегантной, — можно проследить настойчивый поиск «истины». Капризы моды, на первый взгляд кажущиеся нелогичными, на самом деле вызваны стремлением человечества к совершенствованию своей одежды, всего своего облика.
Так что же предлагает нам мода-77? Ведущее ее свойство—многопредметность, многослойность одежды. Не отдельно взятые платье, костюм, блузка, а сочетания, ансамбли вещей разной длины, цвета, назначения. Такие ансамбли удобны, так как позволяют быстро изменить костюм в зависимости от обстоятельств. Например, если холодно, надеть свитер, на него жилет, а сверху еще вязаный жакет или платье-пальто. На работе ходить в жакете, а вечером — в театре, в гостях—снять его, оставшись в платье с короткими рукавами и надетой под него нарядной блузке. Каждый день вы одеты по-разному и всегда уместно. Новая мода заботится еще и о том, чтобы одежда была легкой, не стесняла движений: проймы широкие, пояса свободные, ничто не стянуто. Даже зимние пальто стали свободными и легкими — женщина в них движется так же непринужденно, как в платье.
Характерная черта моды-77 — стремление к классическому стилю, то есть одежде спокойной, традиционной по своим пропорциям, деталям и характеру. Не случайно модным стал классический английский костюм, который с удовольствием носили еще наши бабушки: он всегда к месту и всем идет (об английском костюме мы подробно рассказываем в приложении к этому номеру).
Классический стиль современной моды гармонично сочетается с мотивами народного искусства. Национальная одежда многих народов отличается красочностью и рациональной простотой форм. Уютные шали и платки, безрукавки, полушубки, толстые вязаные кофты, стеганки, накидки, яркая, сочная, но не «кричащая» декоративность—все это мода черпает из сложившейся веками сокровищницы народного костюма.
Наряду с классическим и «этническим» стилем сохраняется и стиль спортивный—все те же любимые нами пальто и плащи с поясами и карманами, свитеры, куртки, блузки-«батники» и платья-рубашки.
Длина разнообразна, из-за нее теперь не спорят. Все крайние точки зрения примирил многослойный ансамбль. Так, пальто и плащи обязательно закрывают колени, часто опускаясь и до середины икры. Платья и блузы-туники, доходящие до колена, носят с брюками, юбками, длина которых на 10—20 см ниже колена. Жакеты и жилеты могут быть совсем коротенькими—до талии, или спускаться до середины бедра.
Все более прочную позицию в моде завоевывают полупальто, платья-пальто и куртки различной длины—3/4 или 7/8. Они лучше других видов одежды дополняют брюки и узкие прямые удлиненные юбки. Характерная особенность таких платьев и жакетов—свободный крой, расширенные спущенные плечи, широкие проймы рукавов. Их носят поверх блузок, свитеров, платьев и жилетов.
Модные брюки стали более узкими (около 26 см) и уже не расклешенные, а прямые по всей длине. Часто их собирают внизу на резинку, носят заправленными в сапоги (разумеется, молодежь).
Подойдет всем женщинам современная модная юбка. Юбки могут быть прямыми, узкими, со шлицами или складками, целиком в складку или плиссированные, запахивающиеся, на застежке. По линии бедер все складки застрочены. Часто юбки кроятся на кокетках—прямых, углом, асимметричных, подчеркнутых пояском, рельефными строчками, защипами. Входят в моду так называемые «круглые» юбки—присборенные вокруг талии, но, конечно, они пойдут только тоненьким женщинам.
К юбкам предлагается новый вид одежды—бесподкладочные жакеты, которые скорее можно назвать блузами. Они более легкие, свободные, чем обычные жакеты. Их можно надеть и на свитер, блузку.
Самые модные в 1977 году платья — это туники, платья-свитеры, платья-сарафаны и платья с заниженной линией талии. Платья-туники прямого силуэта, довольно короткие, с длинными боковыми разрезами-шлицами. Носят их в комплекте с брюками или юбками, поддевая вниз свитер или завязывая шарф. Этот ансамбль «прибавляет» рост и делает фигуру стройнее.
Платья с заниженной талией менее универсальны—они хорошо смотрятся только на высоких и худеньких. У таких платьев прямая юбка и довольно свободный, с небольшим напуском над талией лиф. Рукава покроя реглан или вшивные со спущенным плечом. Модные небольшие вырезы — «лодочка», «трапеция», но особенно воротники-стойки, или, как их называют, «хомутики»: маленькие, большие, мягко задрапированные, застегнутые на «молнию» или на пуговицы сбоку, как у русских косовороток. Эти воротники и дали название — платья-свитеры. Такие платья чаще выполняют из трикотажных полотен или мягких, пластичных тканей. А если из тканей обычных, то с трикотажными (или связанными вручную) деталями: воротником, вставкой по линии талии или кокетки. Могут быть также связаны карманы, манжеты. Фасоны у этих платьев простые, деталей мало. Главное—прямой силуэт и модная линия цельнокроеного или спущенного рукава.
Не выходят из моды сарафаны в спортивном стиле. Обычно их делают закрытыми, но с широкими и глубокими проймами, а иногда и с короткими широкими рукавами, с большими карманами, отделывают строчкой.
По-прежнему самой модной обувью для зимы и весны остаются сапоги. К ботинкам и низким сапожкам для молодежи предлагаются красочные высокие толстые носки—гольфы. Нарядные туфли—изящные, на высоких тонких каблуках, с тонкими ремешками через подъем.
Длинные шарфы остаются в моде. Основательно и надолго захватили первенство и всевозможные вязаные шапочки. Соперничают с ними только русские шапки-кубанки, ушанки и малахаи из пушистого меха, которые носят в холодные зимние дни.
А. Тагиева, "Работница", 1977 г.
P.S. Мода на одежду как и мода в музыке всегда возвращается вновь. |