Асклепион, как теперь еще видно из остатков разрушенных и восстановленных строений, представлял целый город, протяженностью а несколько километров. Окруженный прекрасной мраморной колоннадой, с улицами, вымощенными белым мрамором, со здравницами — храмами, Асклепион встречал каждого больного выразительной надписью: «Смерть сюда не входит!»
По дошедшим до нас источникам известно, что выдающийся римский врач Асклепиад Прузский основал в древнем Риме врачебную методическую школу, впервые разделив болезни на острые и хронические. Основными принципами медицинского направления Асклепиада было: завладеть вниманием больного, свести на нет болезненные ощущения и создать такую обстановку, которая способствовала бы восстановлению здоровых представлений, чувств и стремления к жизни. Особенно большое значение Асклепиад придавал «приятному настроению», отводя первое место «гигиее» — предупреждению болезней, не забывая, однако, и лечения — «ланикею».
В качестве лечебных средств по рекомендации этого римского врача в Асклепионе широко применялись прогулки на свежем воздухе, активные и пассивные движения, массаж, солнечные, водяные и грязевые ванны, искусственно вызываемое потение с целью правильного «кожного испарения», соблюдение чистоты тела, умеренное и полноценное питание.
Вновь прибывшего больного сначала обмывали в «римских банях», а затем последовательно вводили в храм Эскулапа — бога медицины, а затем в храм Телеспиуса — бога благополучного окончания лечения. «Зарядив» больного соответствующим настроением, его вели по длинному прохладному тоннелю — «священному коридору». В потолке тоннеля до настоящего времени сохранились круглые отверстия, через которые ассистенты врача не только наблюдали больного, но и последовательно внушали ему: «Ты пришел в Асклепион, чтобы стать здоровым», «Устрани тоску души, ее мрак, так же как ты смыл грязь и пот тела», «Сейчас в храме покоя ты отдашь душу богу Морфею (богу сна), и во сне боги укажут тебе, какими лекарствами ты победишь свой недуг», «Обрети силу и крепость души, и к тебе снова придет жажда вкушать яства, желание возлюбить и жить в радости».
Методы лечения в Асклепиона (кстати, там излечился от тяжелой болезни римский император Марк Аврелий) были основаны на хорошо разработанной системе психотерапии, а которой основное внимание уделялось слову врача, его беседам с больным, раскрывающим самому больному причину болезни и пути к выздоровлению.
В раскопках Асклепиона обнаружены медицинские инструменты! ножи, иглы, щипцы, зонды, приспособления и орудия для физических упражнений. В библиотеке Асклепиона сохранились отдельные рукописи, посвященные методике психотерапевтического лечения больных.
Древнейшая медицина Востока утверждала: «Три орудия есть у врача: слово, растения, нож». Слово ставилось на первое место.
Бесспорно, что слово врача может оказать либо полезное, либо вредное действие на человека. Слово врача может породить неправильные представления о болезни, вызвать длительную болезненную реакцию. В жизни встречается много мучеников, без конца измеряющих себе температуру, считающих пульс... Во многих случаях причиной такого состояния является неосторожное слово медицинского работника или просто любого собеседника.
Вот почему в Асклепионе — законодателе медицины большое внимание уделялось слову, психической терапии.
В Северном портике Асклепиона частично реставрирован музыкальный медицинский амфитеатр, вмещавший три с половиной тысячи зрителей. По имеющимся сведениям, его посещали больные Асклепиона и здоровые жители окрестностей Пергамы. Зрители не только наслаждались нежными, спокойными музыкальными ритмами (гак проходило лечение «тоски и мрака душевного»), но и просматривали классические комедии, осмеивающие обжорство, пороки бога Бахуса (бога вина), невнимание к законам бога Морфея (бога сна), «похотливость, приводящую к болезням» и т. д.
В древнем Асклепионе сохранились отдельные сегменты римских бань — бассейнов, лежачих и сидячих ванн, которые соответственно врачебному назначению заполнялись горячей или холодной водой целебного источника или лечебной грязью. Имела место и трудовая терапия, которая сочеталась с гимнастическими упражнениями.
Короче говоря, история турецкой медицины свидетельствует о том, что, продолжая римско-византийские традиции, турецкие врачи еще с незапамятных времен при лечении больных применяли слово, труд, музыку, воду целебных источников. Асклепион оставил неизгладимое впечатление как удивительный памятник эстетики и истоков психотерапии.
Л. Богданович, кандидат медицинских наук. |