Home Медицина Асклепион – смерть сюда не входит!
Асклепион – смерть сюда не входит! PDF Печать E-mail
Ретро - Медицина
14.10.2012 22:10

Развалины АсклепионаАсклепион, как теперь еще видно из остатков разрушенных и восстановленных строений, представлял целый город, протяженностью а несколько километров. Окруженный прекрасной мраморной колоннадой, с улицами, вымощенными белым мрамором, со здравницами — храмами, Асклепион встречал каждого больного выразительной надписью: «Смерть сюда не входит!»

По дошедшим до нас источникам известно, что выдающийся римский врач Асклепиад Прузский основал в древнем Риме врачебную методическую школу, впервые разделив болезни на острые и хронические. Основными принципами медицинского направления Асклепиада было: завладеть вниманием больного, свести на нет болезненные ощущения и создать такую обстановку, которая способствовала бы восстановлению здоровых представлений, чувств и стремления к жизни. Особенно большое значение Асклепиад придавал «приятному настроению», отводя первое место «гигиее» — предупреждению болезней, не забывая, однако, и лечения — «ланикею».

В качестве лечебных средств по рекомендации этого римского врача в Асклепионе широко применялись прогулки на свежем воздухе, активные и пассивные движения, массаж, солнечные, водяные и грязевые ванны, искусственно вызываемое потение с целью правильного «кожного испарения», соблюдение чистоты тела, умеренное и полноценное питание.

Вновь прибывшего больного сначала обмывали в «римских банях», а затем последовательно вводили в храм Эскулапа — бога медицины, а затем в храм Телеспиуса — бога благополучного окончания лечения. «Зарядив» больного соответствующим настроением, его вели по длинному прохладному тоннелю — «священному коридору». В потолке тоннеля до настоящего времени сохранились круглые отверстия, через которые ассистенты врача не только наблюдали больного, но и последовательно внушали ему: «Ты пришел в Асклепион, чтобы стать здоровым», «Устрани тоску души, ее мрак, так же как ты смыл грязь и пот тела», «Сейчас в храме покоя ты отдашь душу богу Морфею (богу сна), и во сне боги укажут тебе, какими лекарствами ты победишь свой недуг», «Обрети силу и крепость души, и к тебе снова придет жажда вкушать яства, желание возлюбить и жить в радости».

Методы лечения в Асклепиона (кстати, там излечился от тяжелой болезни римский император Марк Аврелий) были основаны на хорошо разработанной системе психотерапии, а которой основное внимание уделялось слову врача, его беседам с больным, раскрывающим самому больному причину болезни и пути к выздоровлению.

В раскопках Асклепиона обнаружены медицинские инструменты! ножи, иглы, щипцы, зонды, приспособления и орудия для физических упражнений. В библиотеке Асклепиона сохранились отдельные рукописи, посвященные методике психотерапевтического лечения больных.

Древнейшая медицина Востока утверждала: «Три орудия есть у врача: слово, растения, нож». Слово ставилось на первое место.

Бесспорно, что слово врача может оказать либо полезное, либо вредное действие на человека. Слово врача может породить неправильные представления о болезни, вызвать длительную болезненную реакцию. В жизни встречается много мучеников, без конца измеряющих себе температуру, считающих пульс... Во многих случаях причиной такого состояния является неосторожное слово медицинского работника или просто любого собеседника.

Вот почему в Асклепионе — законодателе медицины большое внимание уделялось слову, психической терапии.

В Северном портике Асклепиона частично реставрирован музыкальный медицинский амфитеатр, вмещавший три с половиной тысячи зрителей. По имеющимся сведениям, его посещали больные Асклепиона и здоровые жители окрестностей Пергамы. Зрители не только наслаждались нежными, спокойными музыкальными ритмами (гак проходило лечение «тоски и мрака душевного»), но и просматривали классические комедии, осмеивающие обжорство, пороки бога Бахуса (бога вина), невнимание к законам бога Морфея (бога сна), «похотливость, приводящую к болезням» и т. д.

В древнем Асклепионе сохранились отдельные сегменты римских бань — бассейнов, лежачих и сидячих ванн, которые соответственно врачебному назначению заполнялись горячей или холодной водой целебного источника или лечебной грязью. Имела место и трудовая терапия, которая сочеталась с гимнастическими упражнениями.

Короче говоря, история турецкой медицины свидетельствует о том, что, продолжая римско-византийские традиции, турецкие врачи еще с незапамятных времен при лечении больных применяли слово, труд, музыку, воду целебных источников. Асклепион оставил неизгладимое впечатление как удивительный памятник эстетики и истоков психотерапии.

Л. Богданович, кандидат медицинских наук.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Виктор Эмиль Франкл