Home Художники Вершина зрелого реализма
Вершина зрелого реализма PDF Печать E-mail
Ретро - Художники
17.09.2011 09:22

Творчество Рембрандта ван Рейна (1606 — 1669), одного из самых ярких гениев мирового искусства, замечательно своей жизненной,  правдивостью, любовью к человеку с его сложным миром душевных переживаний.

Начало творческого пути Рембрандта сопровождалось бурным успехом и широким признанием его таланта. В 1632 году Рембрандт покинул родной Лейден и обосновался в Амстердаме. Здесь он вскоре счастливо женился и получил множество заказов на картины и портреты. Но пора радостного упоения жизнью и славой длилась всего одно десятилетие.

Многое изменилось уже в 1642 году. Хотя большой дом художника на Вреестрат продолжал еще производить внушительное впечатление, счастья в доме не было. Оно ушло вместе с женой хозяина Саскией ван Эйленбюрх. скончавшейся в 1642 году от воспаления легких совсем молодой.

Портрет Хендрикье Стоффельс, Рембрандт Ван РейнРембрандт тяжело переживал утрату. Он мало писал, его мучила тоска и терзали заботы о сыне. Титус был его четвертым ребенком, трое умерли в младенчестве. Художнику предстояло вырастить мальчика без матери, да еще такого хрупкого и нежного. Опасения за его здоровье не покидали художника. Хозяйство велось кое-как, помещения дома выглядели запущенными, несмотря на роскошь обстановки. В доме, казалось, навсегда угасла радость...

И тут появляется Хендрикье Стоффельс. Эту девушку из многодетной и бедной крестьянской семьи Рембрандту рекомендовали как хорошую служанку.

Постепенно с приходом Хендрикье в доме все изменилось. Умная, добрая, молчаливая и работящая девушка с мягкой поступью принесла в дом покой, стала его хозяйкой и «добрым гением» художника.

Сороковые годы оказались особенно трудными для Рембрандта. Именно в это время начался разрыв его с богатыми и влиятельными заказчиками. Разбогатевшие амстердамские бюргеры требовали прославления как в аллегорических композициях, так и в портретной живописи. Им хотелось, чтобы, едва взглянув «а картину, зритель сразу бы увидел привилегированность их положения и солидный достаток. Они стыдились своего былого демократизма, легко предав забвению идеалы, за которые еще недавно сражались вместе со всем голландским народом.

А искусство величайшего художника Рембрандта отталкивало своей серьезностью, глубиной, подлинным демократизмом и симпатиями к простому народу. Его живопись стали находить «темной», а образы плебейскими. В погоне за славой и деньгами ученики Рембрандта один за другим покидают своего великого наставника, становясь на путь помпезного декоративного стиля. Они старательно выписывают все детали костюмов и мелочи обстановки в угоду заказчикам, а в портрете, прибегая к неумеренной лести, ограничиваются передачей лишь внешнего сходства.

Но Рембрандта ван Рейна, сына мельника из Лейдена, ничто не могло свернуть с выбранного пути. Его творческие принципы были ему дороже славы и успеха тех, кого он презирал за отступничество и пустое тщеславие. За эту неподкупность оскорбленное амстердамское «общество» начинает мстить художнику. Совершенно беспомощный в денежных делах, Рембрандт запутывается в долгах, его драгоценное имущество продается на аукционах буквально за гроши, и, в конце концов художника объявляют несостоятельным.

Тогда вместе с Титусом Хендрикье организовывает товарищество по продаже антикварных вещей и картин, чтобы Рембрандт мог работать, не зная острой нужды. Она поддерживает его в житейских горестях.

Позор разорения усугубился еще и травлей со стороны духовенства. В 1654 году консистория три раза вызывает Рембрандта и Хендрикье на допрос, требуя от них оформления их отношений церковным обрядом. Но по завещанию Саскии Рембрандт не может вторично официально вступить в брак, не лишив тем самым сына материнского наследства.

Когда вызов пришел в четвертый раз, Хендрикье пошла одна. Ей сделали строгое внушение, осудили на покаяние и отлучили от таинства причастия. Любящая и преданная женщина безропотно и стойко выдержала и это испытание. Во многих картинах Рембрандт запечатлел образ любимой женщины. Его можно видеть во многих композициях, даже на евангельские и библейские темы, которые у художника никогда не носили религиозного характера.

Портреты Хендрикье — вершина зрелого реалистического мастерства гениального голландского живописца. Среди многих портретов особенно интересно полотно, написанное в жестокий для художника 1658 год, год его окончательного разорения, продажи дома и всего имущества. На этом портрете Хендрикье около тридцати пяти лет. Несчастья не сломили ее, не озлобили, не сделали корыстной. Хендрикье, вероятно, смотрит на сидящего за мольбертом художника, и губы ее трогает легкая улыбка. Она словно хочет подбодрить художника, скрыв за улыбкой свою печаль.

На портрете Хендрикье одета в свободную домашнюю одежду, не стесняющую ее движений. На руках жемчужные браслеты, в ушах жемчужные серьги. Эти украшения придают ей некоторую нарядность, которая вообще-то совсем не важна для художника. Главное для него — выражение лица Хендрикье, ее жест, поза, свойственные только ей. Легчайшей светотенью Рембрандт лепит лицо, достигая подвижности его выражения. С помощью приема светотени, разработанного еще Леонардо, ему удается с предельной тонкостью передать душевные волнения, сложную психическую жизнь человека, его внутренний мир во всем многообразии. Взгляд Хендрикье не фиксирован точно и от этого кажется углубленным в себя. Написанная на темном фоне, хорошо освещенная фигура воспринимается как образ женственной мягкости, доброты.

Великий знаток человеческих характеров, каким был Рембрандт, выразил в портрете не только свою любовь к Хендрикье, но и глубокое уважение к цельности ее натуры и высокому чувству собственного достоинства, отличающему эту дочь голландского народа.

Искусство великого голландца пережило период особого расцвета именно в пятидесятые и шестидесятые годы. Гений Рембрандта, стремившегося к философскому осмыслению жизни, преодолевает внешнюю сторону явлений и проникает в скрытые глубины жизни, поражая широтой ее понимания. Именно в эти годы были созданы его выдающиеся работы «Отречение апостола Петра», «Давид и Саул», «Два негра» наконец, его гениальна картина «Возвращение блудного сына», его лучшие портреты. Среди них особое место занимает портрет Хендрикье Стоффельс, чей образ воплощает самые высокие представления великого художника о человеческой красоте.

А красота в понимание Рембрандта заключается в богатстве и сложности духовного мира человека, в его внутреннем неповторимом индивидуальном своеобразии, в значительности моральных качеств, в глубокой жизненной мудрости.

Татьяна Седова,
«Работница», 1973 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Многим женщинам удается завладеть сердцем мужчины, но мало кто из них может им управлять.

Джебран Халиль Джебран