Чтобы понять художника, говорил кто-то из великих, нужно отправиться в страну его творчества.
«Страна творчества» Клары Калинычевой разнообразна (Москва и Подмосковье, Карелия и русский Север. Камчатка и тихие старинные города Переславль-Залесский, Боровск...) и очень оптимистична. Она умеет увидеть красоту даже в примелькавшемся, обыденном и всякий раз словно приглашает вас порадоваться вместе с ней этому открытию.
...Праздничная улица. В руках у многих цветы, транспаранты. Все радостно возбуждены, не торопятся расходиться по домам.
...С одинаковыми белыми свертками под мышкой шагают в баню солдаты. А вокруг такой светлый, такой сверкающий зимний день! Блестят на солнце заснеженные крыши домов, празднично нарядны заиндевелые ветви берез. Играют разрумянившиеся мальчишки и девчонки. Судачат о чем-то своем две тепло укутанные старушки. У их ног спокойно и неторопливо бродят куры... Вроде бы все обыкновенно, даже буднично. А какой светлой доброжелательностью и к людям и к родной природе веет от этой композиции!
...Трое ребятишек сидят на поваленном дереве. Осень. Потянулись на юг журавли. Старший мальчик с грустью смотрит им вслед. А младшие просто сидят, просто глядят вокруг, радуясь жизни. Им покойно и хорошо.
Первая работа называется «9-е Мая», вторая — «Суббота» (из серии Переславль-Залесский), третья — «В старой аллее». И почти в каждой—дети. Им в творчестве художницы дано было занять значительное место. Есть у Клары Ивановны работа, где две женщины — старая и молодая—стригут овцу. Рядом с ними ребенок. Этот мило косолапящий малыш так трогательно зависим от занятых своим делом женщин, так по-детски беззащитен, что, взглянув на него, понимаешь: ребенок не случайное дополнение к изображенному, не намеренное «утепление» листа, а полноправный персонаж, живущий своей собственной жизнью и несущий определенную художественную и смысловую нагрузку.
Пейзаж. Дети. Да еще звери. Свою творческую биографию Калинычева начинала серией работ «Зоопарк», которую и представила на самую первую в своей жизни выставку. В ту пору она была студенткой Суриковского института.
Два листа этой серии — «Верблюды» и «Удивительно» — были сразу замечены критикой. О них писали, что «свои работы Калинычева решила в новом, своеобразном стиле, обобщенным декоративным языком... с мягким юмором...»
Когда рядом с одним художником работает другой, очень талантливый, совсем не просто не подпасть под его влияние, сохранить индивидуальность. Возможно, потому, что рядом с Кларой Ивановной жил и творил ее муж — замечательный советский живописец Виктор Попков, она пренебрегла своим первоначальным увлечением живописью и занялась графикой. Но и тут избрала не самый легкий путь.
Техника литографии, в которой уже не первый год увлеченно работает Калинычева, требует особой тщательности, цветовой и графической точности: ведь рисунок должен быть перенесен на камень не сразу, а поэтапно: сначала один цвет, потом другой, третий...
Кстати, все сюжеты, о которых было сказано выше, выполнены в технике литографии. Но литография не единственная привязанность художницы. Она прекрасный график, иллюстратор многих детских книг и пейзажист. Темперные пейзажи Калинычевой поэтичны, изящны, разнообразны по колориту. Но что бы ни делала Клара Ивановна, за каждой из ее работ — долгий поиск и композиции и цвета Десятки решений одной и той же темы. Свидетельством тому могут служить ее многочисленные альбомы и тетрадки с эскизами, рисунками, набросками Требовательное отношение к собственному творчеству — одно из свойств характера художницы.
Во всех ее работах за внешней живописностью живет правда факта, правда нашей сегодняшней жизни.
Е. Тарасова, «Работница», №1, 1977 г. |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи