Home Художники Портрет неизвестной
Портрет неизвестной PDF Печать E-mail
Ретро - Художники
15.09.2011 11:06

Он висит в одном из залов Лувра и уже издали привлекает к себе внимание жемчужной гаммой нежных, весело переливающихся цветов.

Портрет неизвестной девушки, созданный Жаном Батистом Перроно, выполнен не масляными красками. Эффект переливающихся тонов достигнут цветными мелками — пастелью. Эта техника имела громадный успех в восемнадцатом столетии, в эпоху господства декоративного стиля рококо, получившего свое наименование от завитка раковины, которым украшались колоннады, мебель, изделия из фарфора. Прихотливый и легкомысленно праздничный стиль рококо преследовал единственную цель — доставить наслаждение. Живописцы того времени полюбили пастель за ее способность создавать матовую, бархатистую поверхность, за богатство красочных оттенков, ни один из которых не исчезает, не смешивается с другим на листе бумаги, и все вместе они образуют живописную феерию. . Замечательный французский художник Жан Батист Перроно (1716—1783) успешно работал и в технике масляной живописи. Но пастели он отдавал предпочтение. Перроно принадлежал к наиболее сильным живописным талантам Франции той эпохи.

Девушка с кошкой, Ж.Б.ПерроноСудьба художника сложилась неудачно: он бедствовал, испытывал всяческие лишения и вынужден был в поисках заработка много путешествовать. Известно, что в 1781 году Перроно жил в Петербурге. Он бывал также в других странах, в том числе в Италии и Голландии, где и умер в городе Амстердаме.

Житейские невзгоды усугублялись незаслуженными упреками критики. Тем не менее уже в 1753 году художника приняли в число членов Парижской Академии.

Портрет неизвестной девушки, который мы воспроизводим, имеет на оборотной стороне надпись: «Октябрь 1747 года, исполнено для ее отца его другом Перроно». Сохранились не очень достоверные сведения о том, что позировала Перроно мадемуазель Юкье, дочь парижского рисовальщика.

Парадный официальный портрет да и остропсихологический трудно представить выполненными пастелью. Но во Франции того времени портрет чаще всего служил прославлению грации и красоты.

Работа Перроно осталась в веках как образец женского портрета, характерного для восемнадцатого столетия. Модель в таком портрете не просто позирует художнику, она вступает с ним в живой контакт. Однако этот диалог не исповедь, а скорее веселый разговор, цель ноторого пленить, обворожить собеседника.

Понравиться одеждою, манерами, любезностью, образованностью — это стало основой взаимоотношений во французском обществе восемнадцатого столетия, недаром названного «галантным веком». Естественное кокетство ощутимо и в облике прелестной юной особы, написанной Перроно. Как и других художников того времени, Перроно мало волнуют поиски индивидуальных качеств, психологических особенностей характера. Его цель — передать изящество, грацию своей модели. Припудренные волосы украшены лентами, на шейке волнистые рюши схвачены голубым бантом, у голубенького платья глубокий вырез-декольте, в ушах — золотые сережки. Вид девушки — праздничный, нарядный — плод ее долгих, по всей видимости, и тщательных усилий, которые, однако, искусно замаскированы некоей долей небрежности. Но ухищрения моды не уничтожили естественности девушки: легкий румянец освежает миловидное личико, а припудренные волосы оттеняют фарфоровую белизну ножи.

Девушка повернула голову в сторону — что-то привлекло ее внимание, розовые губы тронула чуть лукавая улыбка. Маленькие пальцы едва касаются пушистой шерстки котенка, и вкрадчивая мягкость их движений ассоциируется с ленивой грацией кошки... Мы невольно ощущаем господствовавшее в светском обществе и точно переданное художником отношение к женщине, как к изящной игрушке, способной восхищать и радовать красотой, хорошим вкусом, живостью и веселостью.

Во всех французских портретах XVIII века лица женщин озарены милой улыбкой, скрывающей все душевные тревоги и волнения. Улыбкой, которая, словно маска, не дает проникнуть в глубины интеллектуальной жизни, определить душевные качества. На всех женских портретах, относящихся к этому времени, мы видим разнообразные костюмы, замысловатые прически и безмятежные лица. Они прелестны и... чем-то похожи друг на друга.

Картина Перроно, без сомнения, исполнена под влиянием такого рода портретов, и вместе с тем есть в ней и какое-то свое очарование. Очарование доброты и душевной мягкости, по-видимому, свойственное той, кого писал художник.

Мы уже говорили выше, что в парижском «свете» считалось, что портрет должен нравиться всем, кто на него обратит свой взор. И художники — создатели такого рода портрета вынуждены были считаться с мнением критиков. В числе последних находились не только знатные заказчики, но и писатели, ученые, актеры, а также теоретики живописи. Художественная критика и появилась в ту эпоху, когда в Лувре начали устраиваться на первых порах ежегодные, а потом и более частые выставки, широко посещаемые публикой. Но, конечно, особенно важную, если не главную роль законодателя художественных вкусов играл в ту пору королевский двор. А в годы, когда жил и творил Перроно, моду определяла знаменитая фаворитка Людовика XV — маркиза Помпадур. Многие стремились подражать ей во всем, даже в манере одеваться, что легко проследить и по портретам того времени. Это тщеславное намерение в какой-то степени присуще и девушке на портрете Перроно.

Несмотря на тяготение к реализму, живопись Перроно тесно соприкасается с искусством рококо. Картины и портреты, украшавшие интерьеры, висели на стенах, увитых лепными гирляндами из цветов, среди мебели, обтянутой блестящими тканями нежных расцветок, среди фарфоровых безделушек и зеркал. Картины включались в общий дух этого декоративного стиля и невольно подчинялись ему. Таков и публикуемый портрет.

Татьяна Седова
«Работница», 197х г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Виктор Эмиль Франкл

Rambler's Top100