«Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...» Эти слова великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете посвящены Анжелике Кауффманн — талантливой художнице второй половины восемнадцатого вена. Ею создано немало картин на мифологические и исторические темы, написано множество портретов современников. Среди этой огромной картинной галереи мы находим и несколько автопортретов художницы.
Не много найдется на свете портретистов, которые вы не оставили современникам своего изображения. Порой, когда художника особенно занимают возрастные и психологические перемены, находящие отражение во внешнем облике, он в разные периоды жизни снова и снова возвращается к автопортрету. Так, Рембрандт, например, создал около ста своих портретов.
Автопортрет — это прежде всего постижение собственной души и характера. Впрочем, нередко случается, что автопортрет — не только и не столько зеркало внутренней духовной жизни, но скорее предлог для утверждения собственных идейных, художественных, а также творческих принципов. В автопортрете художник почти всегда обнаруживает своеобразие художественного почерка, свои пристрастия. Это относится и к манере письма, и к характеру рисунка, и к композиции, и к колориту, и, наконец, к предметам, которыми он себя окружает.
С автопортрета Анжелини Кауффманн на нас смотрит милое, спокойное лицо женщины с умным, внимательным взглядом, оживленное чуть заметной улыбкой. В облике привлекает какая-то особая душевная тонкость, хрупкая женственность, незаурядный ум, даже некая доля грусти.
История мировой живописи хранит совсем немного женских имен. Среди них — Анжелика Кауффманн. Она была одной из талантливейших и образованнейших женщин своего века — века Просвещения, когда многие люди стремились к истинным знаниям, отвергая дотоле незыблемые догмы церкви.
Анжелика родилась в 1741 году в городе Хуре, в Швейцарии. Ее отец был художником средней руки, выполнявшим заказы по украшению и росписи провинциальных церквей. Семья часто переезжала не только из города в город, но из страны в страну. Девочка была способной и рано начала рисовать. В девять лет уже свободно пользовалась карандашом, пробовала писать и маслом. Об успехах маленькой Анжелики говорит тот факт, что в 1752 году, когда ей было 11 лет, епископу Неврони так понравились рисунки Анжелики, что он заказал ей свой портрет, который девочка выполнила в технике пастели.
Когда Анжелике было тринадцать лет, она попала в Италию, в Милан. Здесь и произошло ее первое знакомство с полотнами старых мастеров. В картинной галерее Милана она с большой охотой делает копии картин. Это тоже в какой-то мере было признанием ее таланта, ибо женщинам-копиисткам в Италии, как правило, в музеях работать не разрешали.
Для коллекции автопортретов знаменитых художников, хранящихся в Уффици, Анжелика впервые написала свой автопортрет.
В 1763 году отец с дочерью приезжают в Рим, куда отовсюду съезжались художники, музыканты, поэты... Анжелика сразу попадает в художественную среду, знакомится со многими выдающимися людьми. В столице Италии царил в то время дух поклонения античности. Этому во многом способствовала деятельность известного ученого-археолога Иоганна Иоахима Винкельманна, его раскопки в Помпеях и Геркулануме. Из пепла возродились два громадных древних города, были обнаружены прекрасные дворцы, жилища, украшенные фресками, скульптура, предметы прикладного искусства. Именно тогда античность предстала перед восхищенными любителями во всей своей красе. Целое поколение ученых, поэтов, художников заново открыло для себя античное искусство, Анжелика познакомилась с Винкельманном в Риме в 1764 году, когда писала его портрет, ставший впоследствии знаменитым. С этого и началось увлечение художницы античностью. Она изучает работы древних авторов, делает рисунки с античных скульптур, набрасывает планы построек. Не случайно и на автопортрете, который мы воспроизводим, рядом с художницей — голова богини Афины.
Художница получает полное признание как живописец. В 1765 году ее принимают в члены Академии Св. Луки. А через три года она становится еще и членом Французской Королевской Академии, куда принимали только самых достойных живописцев, среди них до этого времени не было ни одной женщины.
С 1766 года Анжелика живет в Англии, и эти пятнадцать лет оказываются самыми плодотворными в жизни художницы: именно в это время на долю ее картин выпадает наибольший успех. Слава ее была ничуть не меньшей, чем слава таких прославленных мастеров английской живописи, как Рейнольде, Гейнсборо...
Но вернемся к автопортрету, который хранится в родном городе художницы Хуре, в Швейцарии. Он написан в 1781 году, в тот период, когда Анжелика Кауффманн познакомилась со своим будущим мужем, итальянским гравером Антонио Дзукки (через год она выйдет замуж, покинет Англию и окончательно поселится в Риме).
...Анжелика сидит у стола, на ее коленях папка с рисунками, в правой руке карандаш. Она в утреннем платье из тяжелого белого атласа, мягкими складками ниспадающего с колен. Поверх платья — шлафрок из золотистого шелка, отороченный мехом. Сочетание золотисто-оранжевых красок шлафрока с белым цветом платья делает портрет утонченно нарядным. Но не в этом его главное достоинство. Глядя на Анжелику Кауффманн, нельзя, как я уже говорила, не заметить, что она умна, не заметить ее мягкости и обаяния.
Именно эти качества очаровали Гете при первом знакомстве с художницей. Впоследствии они стали близкими друзьями, подолгу беседовали и спорили об искусстве, вместе посещали выставки. Гете был постоянным гостем музыкальных и литературных вечеров, устраивавшихся в доме Анжелики. Великий поэт так высоко ценил мнение художницы, что ей одной из первых прочел только что написанные «Ифигению в Тавриде» и «Эгмонта», поэмы, получившие впоследствии мировую известность. Выполненный Анжелиной портрет Гете считается одной из лучших ее работ.
Анжелика Кауффманн прожила долгую жизнь, целиком посвященную искусству.
Татьяна Седова, «Работница», 1974 г. |