Авторы двух новых научно-популярных книг, американские ученые, попытались докопаться, что в действительности сказано в Библии о сексе, пишет Newsweek.
Дженнифер Райт Наст и Майкл Куган возмущены тем, что в общественном мнении доминирует точка зрения консервативных христиан, утверждающих, что Библия недвусмысленно ратует за секс исключительно в традиционном браке, поясняет журналистка Лайза Миллер. Книга Кугана "Бог и секс: что в действительности говорится в Библии" вышла осенью прошлого года, книга Наст "Незащищенные тексты: поразительно-противоречивый взгляд Библии на секс и вожделение" увидит свет вскоре.
Наст и Куган извлекли из Библии истории о том, как Иеффай принес свою дочь-девственницу в жертву Богу, о том, как Ноеминь и Руфь поклялись любить друг дружку до смерти. Они стараются доказать, что взгляды Библии на секс не образуют связную систему, вопреки проповедям религиозных фундаменталистов. Наст трактует "Песнь песней" как гимн внебрачной любви, не скованной условностями семьи и общества.
Со своей стороны, богословы-консерваторы уверены, что в контексте христианской традиции смысл Библии однозначен. "Интимные связи вне публичного брака между мужчиной и женщиной, заключаемого на всю жизнь, не соответствуют целям Бога в плане сотворения жизни или искупления грехов", - пояснил Ричард Моуи, президент Фуллеровской теологической семинарии (Пасадена, штат Калифорния).
Журнал вкратце излагает аргументы Наст и Кугана: "Библия - древняя книга, и ее подробности неприменимы к современному миру. В Библии не существует "традиционного брака". Авраам имел детей от своей жены Сарры и своей служанки Агари. Иаков женился на сестрах Рахили и Лие, а также на их служанках Валле и Зелфе. Иисус и Павел соблюдали обет безбрачия".
Жены фактически были собственностью мужей, а дочери - отцов, говорится в статье. "Отец должен был оберегать девственность дочери или жертвовать ею по своему капризу. Поэтому Лот предлагает двух своих дочерей-девственниц разъяренной толпе, окружившей его дом в Содоме", - пишет автор.
Куган находит, что Библия "пронизана патриархальной предвзятостью", и советует трактовать ее как начало безостановочного движения к полной свободе и равенству всех людей.
"Иногда в Библии секс описан иносказательно", - говорится в статье. Порой под "руками" или "ногами" в Библии подразумеваются гениталии: так, пророк Исайя предостерегал, что карающий Бог сбреет волосы с голов, подбородков и "ног". Руфь, придя к Воозу, за которого надеялась выйти замуж, провела ночь "у его ног". Из этого Куган делает сенсационный вывод: в сцене Евангелия от Луки, где женщина целует Иисусу ноги и моет их, "возможно, присутствуют сексуальные обертоны".
Библия запрещает проституцию, супружескую измену, гомосексуализм, а девушкам - секс до брака. Но, как подчеркивает Наст, в каждом случае есть исключения - бездетная вдова Фамарь выдала себя за проститутку и возлегла с собственным свекром, чтобы зачать ребенка. Наст также выдвигает провокационное предположение, что царь Давид "удовлетворял свое половое влечение" со своим другом Ионафаном. Развод разрешен в Ветхом Завете, но запрещен в Евангелии.
"Общепризнанные интерпретации иногда неверны", - утверждает издание. Так, Наст уверяет, что Господь покарал жителей Содома и Гоморры не за гомосексуализм и сексуальную распущенность, а за желание изнасиловать ангелов. "А когда апостол Павел велит женщинам приходить в церковь с покрытой головой, он хочет, чтобы они не возбуждали похоть ангелов", - пересказывает журнал мнение Наст.
Можно не соглашаться с версиями Кугана и Наст, но они правомерно призывают читателей вначале ознакомиться с текстом Библии и лишь затем выносить свои оценки по вопросам секса и нравов, заключает издание.