Если Хиросима, Нагасаки и Чернобыль стали символами ужасов, которые таят в себе ядерные технологии, то слово "Семипалатинск" по большей части забыто. Тем не менее, ядерный полигон площадью в 80 тысяч квадратных километров вблизи этого казахского города является самым радиоактивным местом на земле - там с 1949 года были испытаны 615 советских ядерных устройств, пишет корреспондент The Independent Джероми Тэйлор.
На этом самом месте, пишет Тэйлор, 60 лет назад Советский Союз начал холодную войну взрывом своей первой ядерной бомбы. Устройство под кодовым названием "Первая молния" было детонировано ровно в 7 утра 29 августа 1949 года, за испытанием лично из бункера наблюдал шеф советской "тайной полиции" Лаврентий Берия. Примечательно, что, выбрав это место в восточном Казахстане для проведения ядерных испытаний, Берия охарактеризовал его как "необитаемое", несмотря на то, что в действительности там проживало около 700 тысяч человек. В одночасье, отмечает автор статьи, вся эта местность исчезла с советских карт.
В течение первых 13 лет испытания проводились на поверхности земли, что приводило к значительным выбросам ядерных отходов в атмосферу. Затем на полигоне проводились лишь подземные испытания, которые в свою очередь привели к заражению почв. Площадки для испытаний были закрыты лишь в 1991 году, когда, как поясняет издание, Казахстан обрел независимость и, кстати, стал первым государством, которое добровольно отказалось от ядерного оружия. Впрочем, смертоносное наследие продолжает наносить урон здоровью казахов.
После распада Советского Союза страна оказалась на грани банкротства, и ущерб от ядерных испытаний был одной из проблем, которые Москва оставила бывшему первому секретарю компартии Казахстана Нурсултану Назарбаеву, остающемуся и ныне президентом. Покидавшие страну российские военные забирали с собой и большую часть современного медицинского оборудования. Только в последние годы правительство Казахстана смогло обеспечить больницы в районах, прилегающих к бывшему полигону, новейшей техникой за счет средств, полученных от экспорта углеводородов.
По словам главы отделения онкологии в больнице города Семей - так сейчас называется Семипалатинск, расположенный на зараженной территории, - "трудно узнать, вызван ли рак испытаниями или нет". Однако он добавляет: "Достаточно просто взглянуть на статистику, чтобы понять, что у этого района Казахстана самый высокий уровень заболеваемости раком, чем где-либо в стране". Ежегодно в его отделение поступают порядка 40 тысяч человек.
Большая часть работавших на полигоне уже мертвы, пишет Тэйлор, однако радиация продолжает отравлять существование и новых поколений. Так, в центре помощи детям с ограниченными возможностями в Семее регулярно лечатся 346 детей. Многие страдают микроцефалией, аномально маленьким размером черепа и мозга, что распространено обычно среди жертв радиации.
В 160 км к западу от города Семей находится некогда сверхсекретный поселок Курчатов. Как отмечает автор статьи, там ученые занимаются нанесением на карту зон ядерного заражения на территории бывшего полигона.
Уже сейчас ясно, что три площадки, где испытания проводились на регулярной основе, останутся необитаемыми в течение тысяч лет, а река, протекающая по этой территории и впадающая в Иртыш, заражена.
Впрочем, пишет The Independent, недавно в эти земли вновь устремились люди - правительство страны и частные инвесторы намерены разрабатывать залежи угля, меди и серебра, которые находятся на зараженной территории. Уже сейчас около 400 шахтеров заняты на добыче угля в непосредственной близости от места испытаний, которые проводились в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия.
Джероми Тэйлор Independent InoPressa.ru |