Прокуратура Пермского края потребовала от губернатора устранить 160 нарушений дорожного законодательства. Из-за плохих дорог за полгода в крае погибли 66 человек. По словам экспертов, низкое финансирование усугубило проблемы региональных дорог, что неизбежно приведет к росту числа аварий.
Пермская краевая прокуратура завершила проверку по «исполнению законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения». Как рассказала «Газете.Ru» глава пресс-службы прокуратуры Юлия Деменко, проверка проходила по поручению Генпрокуратуры в августе. Было выявлено 160 нарушений, главным образом в области финансирования дорожного хозяйства.
По данным прокуратуры, из-за отставания в развитии дорожной инфраструктуры края, плохого содержания дорог и состояния улиц только за первое полугодие 2009 года в регионе произошло 401 ДТП, в результате которых погибли 66 человек и ранен 501.
Прокурор Пермского края по итогам проверки направил губернатору Олегу Чиркунову представление об устранении нарушений законодательства. Как отметила Деменко, речь не идет о возбуждении дел. Администрации предложено устранить нарушения самостоятельно. «Такова на сегодня наша мера прокурорского реагирования», – пояснила Демина. Впрочем, только рекомендациями прокуроры не ограничиваются. К примеру, прокурор Бардымского района края выдвинул против местной администрации 11 «дорожных» исков, которые суд признал обоснованными и распорядился привести дороги района в порядок.
В целом по краю прокуроры обнаружили, что практически во всех муниципальных образованиях финансирование дорог не дотягивает до минимума, необходимого для обеспечения безопасного движения. Причина – краевые власти не представили результаты комплексного обследования дорожной сети. Не утверждены также нормативы финансирования затрат на дорожное хозяйство. Это, в свою очередь, вызвано тем, что большая часть дорог, переданных в собственность муниципалитетов Пермским краем, даже не паспортизированы. Поскольку паспортизация не проведена, определить, сколько на них нужно тратить, невозможно.
Власти Пермского края применили еще один необычный способ экономии дорожных средств. Они исключают из дорог регионального значения те участки, что проходят через населенные пункты, и перекидывают, таким образом, ответственность за их содержание на муниципальные власти. Денег у тех не хватает, поэтому дороги разрушаются. Такая «нарезка» региональной трассы на краевые и городские отрезки, отмечает прокуратура, незаконна.
Всего по результатам возбуждены 24 дела об административных правонарушениях и объявлены 11 предостережений. В администрации края полученные документы пока не комментируют.
Как пояснили в Генеральной прокуратуре РФ, проверки проводятся во всех регионах страны – в рамках объявленной в начале августа президентом Дмитрием Медведевым борьбы с аварийностью на автотрассах. В частности, подведены итоги аналогичных проверок в Сибирском федеральном округе: по итогам возбуждены 220 дел об административных правонарушениях, в суды направлены 365 заявлений.
По мнению экспертов, аварийность региональных дорог спровоцирована резким сокращением федерального финансирования.
Президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций Олег Скворцов отмечает, что в период мирового финансового кризиса Россия является единственной крупной страной, где объем финансирования автомобильных дорог из федерального бюджета не увеличился, а, наоборот, сократился. «В текущем году он снижен по сравнению с первоначальным бюджетом на 2009 год на 28,1% и в сопоставимых ценах составляет на 7% меньше, чем финансирование 2008 года», – отмечает он.
По словам Скворцова, наиболее сложная ситуация складывается в субъектах Российской Федерации. «Объем федеральных субсидий на строительство и реконструкцию автодорог сокращен в 2009 году на 40 %. Приблизительно на столько же сократились и их собственные дорожные бюджеты. Согласно предварительным данным, в 2010 году сокращение финансирования автомобильных дорог может составить ещё порядка 30%, хотя ранее на автодорожную отрасль в 2010–2012 годах собирались потратить 1,4 трлн рублей», – говорит эксперт. Между тем, по его словам, примерно каждой третьей аварии могло бы не быть, если бы дороги соответствовали современным требованиям безопасности.