...продолжение, начало в предыдущей главе...
Глава II
Итак, на протяжении всей истории человечества мы наблюдаем коренную, многоплановую устремленность человека к бесконечным горизонтам Мироздания, его фундаментальную настроенность на интенсивный диалог с Космосом. Космологическая сущность человека проявляется в его попытке раскрыть тайны Космоса не только в науке, но и в мифологии, искусстве, религии и, конечно, философии.
С точки зрения философии, Космос — это упорядоченная и структурно-организованная целостность, подчиненная в своей динамике имманентной (внутренней присущей) закономерности. Основными характеристиками Космоса с философской точки зрения являются: 1) оформленность, завершенность, определенность облика; 2) дифференцированность, выделенность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие бесконечного эволюционного потенциала, реализующегося в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренним законам; 6) эстетическое совершенство Космоса, мыслимого в качестве Прекрасного.
Таким образом, система философских воззрений относительно Космоса и места человека в нем организовала одно из актуальнейших направлений — Космизм.
Космизм — это философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «Гражданине Мира», а также о микрокосмосе, как единице макрокосмоса, созданного по его образу и подобию (киники, стоики, Платон и др.).
|
|
Платон |
Джордано Бруно |
|
|
|
|
Владимир Вернадский |
Александр Чижевский |
|
|
|
|
Константин Циолковский |
|
Одним из замечательных философских течений является русский космизм. У основоположников русского космизма — Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского и В. С. Соловьева — наблюдается весьма сильная религиозная окраска этого философского течения. Федоровская «Философия общего дела» фактически провозглашала курс на управление небесными телами, на овладение временем, на необходимость воскрешения (по аналогии с евангельской вестью о воскресении Христа) предшествующих поколений людей. Выдающимися представителями космизма были также В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л.Чижевский.
А.Л.Чижевский добавил важный интересный штрих к обоснованию гелиоцентрической системы мира, установив, что все в живой природе на Земле подчиняется пульсации активности Солнца. Жизнь — явление космическое.
Особое влияние на раскрытие проблем взаимоотношений человека и Космоса оказал Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), разработавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В конце 1920-х годов он становится бесспорным лидером новых направлений в науке — астронавтики и ракетной динамики. Основные сочинения: «Грезы о земле и небе» (1895), «Нирвана» (1914), «Горе и гений» (1916), «Монизм Вселенной» (1925), «Причина Космоса» (1925), «Будущее Земли и человечество» (1928), «Воля Вселенной» (1928), «Научная этика» (1930) и др. Космос в учении Циолковского состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчиняющихся единым физическим закономерностям и химически однородным. «В математическом же смысле вся Вселенная жива» — утверждал ученый. Бесконечные в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства — неизбежный продукт процессов развития Космоса. Разумная жизнь на Земле — частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Люди у Циолковского — часть космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живя жизнью Вселенной, по Циолковскому, они должны быть счастливы.
В. И. Вернадский (1863-1945) подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
В XXI веке идеи космизма приобретают важнейшее практическое значение. Перед человечеством сейчас стоит проблема сохранения цивилизации. Антропогенное влияние на природу Земли, а с развитием космонавтики и околоземного пространства, становится все интенсивнее. Экологические проблемы все труднее разрешаемы. Часто узколичным сиюминутным интересам человек приносит в жертву невосстановимые земные ресурсы. Поэтому одной из важнейших задач философии сейчас обобщить многотысячелетний опыт космизма и создать современную философскую модель взаимоотношений человечества и природы. И чтобы Космос действительно стал соответствовать определению, которое 2,5 тысячи лет дал ему Пифагор, — Мировой гармонией.
Дарья Боталова |
Комментарии
Очень помогла в подготовке к экзамену
И поэтому человек - действительно по своей сути космичен, поскольку находится в недрах Вселенной и все законы, которые происходят там, отражаются на уровне отдельного человека
RSS лента комментариев этой записи