Home Вселенная Человек - существо космическое - Глава II
Человек - существо космическое - Глава II PDF Печать E-mail
Аналитика - Вселенная
20.10.2010 22:47

...продолжение, начало в предыдущей главе...

Глава II

Итак, на протяжении всей истории человечества мы наблюдаем коренную, многоплановую устремленность человека к бесконечным горизонтам Мироздания, его фундаментальную настроенность на интенсивный диалог с Космосом. Космологическая сущность человека проявляется в его попытке раскрыть тайны Космоса не только в науке, но и в мифологии, искусстве, религии и, конечно, философии.

С точки зрения философии, Космос — это упорядоченная и структурно-организованная целостность, подчиненная в своей динамике имманентной (внутренней присущей) закономерности. Основными характеристиками Космоса с философской точки зрения являются:
1) оформленность, завершенность, определенность облика;
2) дифференцированность, выделенность составных частей;
3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов;
4) наличие бесконечного эволюционного потенциала, реализующегося в динамике циклично-пульсационного характера;
5) закономерность или подчиненность внутренним законам;
6) эстетическое совершенство Космоса, мыслимого в качестве Прекрасного.

Таким образом, система философских воззрений относительно Космоса и места человека в нем организовала одно из актуальнейших направлений — Космизм.

Космизм — это философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «Гражданине Мира», а также о микрокосмосе, как единице макрокосмоса, созданного по его образу и подобию (киники, стоики, Платон и др.).

Платон Джордано Бруно
Платон Джордано Бруно
Владимир Вернадский Александр Чижевский
Владимир Вернадский Александр Чижевский
Константин Циолковский
Константин Циолковский

Одним из замечательных философских течений является русский космизм. У основоположников русского космизма — Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского и В. С. Соловьева — наблюдается весьма сильная религиозная окраска этого философского течения. Федоровская «Философия общего дела» фактически провозглашала курс на управление небесными телами, на овладение временем, на необходимость воскрешения (по аналогии с евангельской вестью о воскресении Христа) предшествующих поколений людей. Выдающимися представителями космизма были также В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л.Чижевский.

А.Л.Чижевский добавил важный интересный штрих к обоснованию гелиоцентрической системы мира, установив, что все в живой природе на Земле подчиняется пульсации активности Солнца. Жизнь — явление космическое.

Особое влияние на раскрытие проблем взаимоотношений человека и Космоса оказал Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), разработавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В конце 1920-х годов он становится бесспорным лидером новых направлений в науке — астронавтики и ракетной динамики. Основные сочинения: «Грезы о земле и небе» (1895), «Нирвана» (1914), «Горе и гений» (1916), «Монизм Вселенной» (1925), «Причина Космоса» (1925), «Будущее Земли и человечество» (1928), «Воля Вселенной» (1928), «Научная этика» (1930) и др. Космос в учении Циолковского состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчиняющихся единым физическим закономерностям и химически однородным. «В математическом же смысле вся Вселенная жива» — утверждал ученый. Бесконечные в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства — неизбежный продукт процессов развития Космоса. Разумная жизнь на Земле — частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Люди у Циолковского — часть космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живя жизнью Вселенной, по Циолковскому, они должны быть счастливы.

В. И. Вернадский (1863-1945) подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

В XXI веке идеи космизма приобретают важнейшее практическое значение. Перед человечеством сейчас стоит проблема сохранения цивилизации. Антропогенное влияние на природу Земли, а с развитием космонавтики и околоземного пространства, становится все интенсивнее. Экологические проблемы все труднее разрешаемы. Часто узколичным сиюминутным интересам человек приносит в жертву невосстановимые земные ресурсы. Поэтому одной из важнейших задач философии сейчас обобщить многотысячелетний опыт космизма и создать современную философскую модель взаимоотношений человечества и природы. И чтобы Космос действительно стал соответствовать определению, которое 2,5 тысячи лет дал ему Пифагор, — Мировой гармонией.

Дарья Боталова

 

Комментарии   

 
Steavy
+2 #4 Steavy 13.05.2011 18:26
Ждем продолжения!!!! ! ))))))))
Цитировать
 
 
Anastasi
+2 #3 Anastasi 18.01.2011 19:12
Спасибо огромное за статью!
Очень помогла в подготовке к экзамену ;-)
Цитировать
 
 
Астраном
+5 #2 Астраном 04.01.2011 18:06
Спасибо за поучительную статью,Дарья... .мне очень понравилось...
Цитировать
 
 
Игорь
+5 #1 Игорь 28.12.2010 22:37
Космос и человек всегда были тесно связаны друг с другом. С одной стороны, кажется, что человека от космоса и вселенной отделяет огромная бездна, а с другой, - от них всего лишь один шаг!
И поэтому человек - действительно по своей сути космичен, поскольку находится в недрах Вселенной и все законы, которые происходят там, отражаются на уровне отдельного человека
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей.

Джон Стюарт Милль