Home Вселенная Человек - существо космическое - Глава II
Человек - существо космическое - Глава II PDF Печать E-mail
Аналитика - Вселенная
20.10.2010 22:47

...продолжение, начало в предыдущей главе...

Глава II

Итак, на протяжении всей истории человечества мы наблюдаем коренную, многоплановую устремленность человека к бесконечным горизонтам Мироздания, его фундаментальную настроенность на интенсивный диалог с Космосом. Космологическая сущность человека проявляется в его попытке раскрыть тайны Космоса не только в науке, но и в мифологии, искусстве, религии и, конечно, философии.

С точки зрения философии, Космос — это упорядоченная и структурно-организованная целостность, подчиненная в своей динамике имманентной (внутренней присущей) закономерности. Основными характеристиками Космоса с философской точки зрения являются:
1) оформленность, завершенность, определенность облика;
2) дифференцированность, выделенность составных частей;
3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов;
4) наличие бесконечного эволюционного потенциала, реализующегося в динамике циклично-пульсационного характера;
5) закономерность или подчиненность внутренним законам;
6) эстетическое совершенство Космоса, мыслимого в качестве Прекрасного.

Таким образом, система философских воззрений относительно Космоса и места человека в нем организовала одно из актуальнейших направлений — Космизм.

Космизм — это философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «Гражданине Мира», а также о микрокосмосе, как единице макрокосмоса, созданного по его образу и подобию (киники, стоики, Платон и др.).

Платон Джордано Бруно
Платон Джордано Бруно
Владимир Вернадский Александр Чижевский
Владимир Вернадский Александр Чижевский
Константин Циолковский
Константин Циолковский

Одним из замечательных философских течений является русский космизм. У основоположников русского космизма — Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского и В. С. Соловьева — наблюдается весьма сильная религиозная окраска этого философского течения. Федоровская «Философия общего дела» фактически провозглашала курс на управление небесными телами, на овладение временем, на необходимость воскрешения (по аналогии с евангельской вестью о воскресении Христа) предшествующих поколений людей. Выдающимися представителями космизма были также В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л.Чижевский.

А.Л.Чижевский добавил важный интересный штрих к обоснованию гелиоцентрической системы мира, установив, что все в живой природе на Земле подчиняется пульсации активности Солнца. Жизнь — явление космическое.

Особое влияние на раскрытие проблем взаимоотношений человека и Космоса оказал Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), разработавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В конце 1920-х годов он становится бесспорным лидером новых направлений в науке — астронавтики и ракетной динамики. Основные сочинения: «Грезы о земле и небе» (1895), «Нирвана» (1914), «Горе и гений» (1916), «Монизм Вселенной» (1925), «Причина Космоса» (1925), «Будущее Земли и человечество» (1928), «Воля Вселенной» (1928), «Научная этика» (1930) и др. Космос в учении Циолковского состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчиняющихся единым физическим закономерностям и химически однородным. «В математическом же смысле вся Вселенная жива» — утверждал ученый. Бесконечные в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства — неизбежный продукт процессов развития Космоса. Разумная жизнь на Земле — частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Люди у Циолковского — часть космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живя жизнью Вселенной, по Циолковскому, они должны быть счастливы.

В. И. Вернадский (1863-1945) подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

В XXI веке идеи космизма приобретают важнейшее практическое значение. Перед человечеством сейчас стоит проблема сохранения цивилизации. Антропогенное влияние на природу Земли, а с развитием космонавтики и околоземного пространства, становится все интенсивнее. Экологические проблемы все труднее разрешаемы. Часто узколичным сиюминутным интересам человек приносит в жертву невосстановимые земные ресурсы. Поэтому одной из важнейших задач философии сейчас обобщить многотысячелетний опыт космизма и создать современную философскую модель взаимоотношений человечества и природы. И чтобы Космос действительно стал соответствовать определению, которое 2,5 тысячи лет дал ему Пифагор, — Мировой гармонией.

Дарья Боталова

 

Комментарии   

 
Steavy
+2 #4 Steavy 13.05.2011 18:26
Ждем продолжения!!!! ! ))))))))
Цитировать
 
 
Anastasi
+2 #3 Anastasi 18.01.2011 19:12
Спасибо огромное за статью!
Очень помогла в подготовке к экзамену ;-)
Цитировать
 
 
Астраном
+5 #2 Астраном 04.01.2011 18:06
Спасибо за поучительную статью,Дарья... .мне очень понравилось...
Цитировать
 
 
Игорь
+5 #1 Игорь 28.12.2010 22:37
Космос и человек всегда были тесно связаны друг с другом. С одной стороны, кажется, что человека от космоса и вселенной отделяет огромная бездна, а с другой, - от них всего лишь один шаг!
И поэтому человек - действительно по своей сути космичен, поскольку находится в недрах Вселенной и все законы, которые происходят там, отражаются на уровне отдельного человека
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Никогда не найдешь женщины без готового ответа, разве что она окажется без языка.

Уильям Шекспир