Земли, на которых раскинулась западная часть Ленинградской области, называли Водской пятиной Великого Новгорода, по имени народа водь. Впервые водь упоминается в летописях в 1069 году. В древности эта народность была многочисленной, в XIX веке насчитывала лишь пять тысяч человек, в 1917 году — около 1000, а, согласно переписи населения 1926 года, води осталось только 705 человек. В том же году водь перестали записывать в паспорта и другие документы, а ее представителей стали именовать русскими или ижорцами.
Две деревни, где еще остались представители народа водь, расположены в нескольких километрах от Лужской губы, что является частью Балтийского моря. Деревушки называются Лужицы и Краколье. Сегодня здесь проживают 73 представителя самого древнего народа северо-запада России. Лишь 30 человек из оставшихся представителей народа водь владеют водским языком, занесенным в Красную книгу исчезающих языков.
Жители деревни Лужицы занимались преимущественно судостроением, рыбной ловлей, торговлей, разведением скота и земледелием. В Лужицах действовали кузница, чайная, коптильня и две торговые лавки. Они пережили репрессии, войны, ссылку. После войны в деревню вернулась лишь треть населения.
Сейчас жители деревень Краколье и Лужицы пытаются возродить национальную культуру — проводят фольклорные фестивали, преподают водскую культуру и язык в школе.
Дважды в Лужицах открывался Водский музей, но, к сожалению, он сгорел.
Начиная с 2000 года, в июле в деревне Лужицы проходит водский праздник «Лужицкая складчина». Его часто называют «праздником деревни», так как новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Торжества проходят под девизом: «Нас мало, но мы есть!».
На празднике обычно выступает фольклорный ансамбль «Линнуд», участники которого воссоздали одежду предков. Так, например, костюм вожанской девушки на выданье отличается обязательными деталями: украшенной раковинами каури шапочкой, боковыми полотенцами и кожаными тапочками — чиннами.
Во время праздника можно увидеть старинные водские обряды. Организуется ярмарка, где продаются изделия водских промыслов.
Наталья Полянская
Водская символика Белый клин символизирует Водскую землю (Ватландию). Синие треугольники воды Чудского озера и Финского залива, между которыми заключалась Водская земля. Красный крест — символ памяти о предках, вечности, единения материального и духовного. Из века в век в водских деревнях ставились кресты, к которым собирались в праздники всей деревней «чая себе от Бога милости».
|