Питерские тротуары стали газонами Печать
Город
21.09.2009 23:53

Питерские тротуары стали газонами

В Санкт-Петербурге автомобилисты через суд требуют отменить городской закон о парковках на тротуарах. За это в северной столице положен штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб – хотя по КоАПу штраф составляет лишь 300 руб.

В городской суд Санкт-Петербурга подан иск с требованием отменить местный закон, устанавливающий штраф за парковку на тротуарах. В Петербурге за это правонарушение наказывают жестче, чем в остальной России – от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. О том, что такой закон был принят и подписан губернатором Валентиной Матвиенко, петербургские автомобилисты узнали в конце августа. Председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов рассказал «Газете.Ru»: «К нам пришел автовладелец с жалобой на гаишника, выписавшего ему за парковку на тротуаре штраф в несколько тысяч рублей. Мы сначала удивились неграмотности милиционера. Однако, проверив городское законодательство, мы обнаружили принятый летом закон, согласно которому «нахождение транспортного средства на тротуаре карается штрафом в размере от 1 до 5 тыс. руб.».

Между тем, по федеральному Кодексу об административных правонарушениях штраф за парковку на тротуаре гораздо меньше. «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей», – сказано в Кодексе.

В законодательном собрании Санкт-Петербурга «Газете.Ru» рассказали, что принятый с поправками закон об административных нарушениях в сфере благоустройства действует с конца июня. Согласно его новому варианту, тротуары включаются в список городских объектов благоустройства – наряду с газонами, набережными и детскими площадками. Таким образом, водители, оставившие авто на тротуарах, караются не за нарушение ПДД, а за нанесение вреда благоустройству города. Одновременно ЗС направил законопроект о повышении штрафов за выезд на тротуар в Госдуму – для принятия на федеральном уровне. Этот законопроект, однако, еще не принят к рассмотрению.

Юристы Комитета защиты прав автомобилистов пришли к выводу, что городской закон входит в противоречие с федеральным. Как отмечает Холодов, КоАП разрешает субъектам Федерации принимать дополнительные законы, если они соответствуют федеральному законодательству. Однако в данном случае соответствия явно нет. «Может получиться ситуация, когда за одно и то же нарушение водитель будет наказан дважды: сперва за нарушение ПДД по КоАПу, а затем «за нахождение на тротуаре» по городскому закону», – говорит правозащитник. 2 сентября Комитетом был подан иск в городской суд с требованием об отмене городского закона. Первое заседание назначено на вторник, 22 сентября.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев России Виктор Травин уверен, что петербургские законодатели лукавят.

Они вышли за рамки своих полномочий, считает он. «В статье 1-й Кодекса административных правонарушений четко указано, что субъекты могут принимать законы и назначать ответственность на свое усмотрение в тех областях, которые не регулируются федеральными законодательными актами. Но КоАП – федеральный акт. Согласно закону, установление санкций за нарушения Правил дорожного движения находится в ведении Госдумы и прописано в Кодексе об административных правонарушениях. В ПДД, также являющихся федеральным актом, сказано: «Дорога включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы». Таким образом, «переподчинять» тротуары нельзя», – отмечает эксперт.

Если за выезд на газон город может назначать любые штрафы, то дорога – объект лишь федерального законодательства.

Власти Петербурга, однако, уверены в своей правоте. Виктор Евтухов, председатель комитета по законодательству ЗАКС Санкт-Петербурга, заявил «Газете.Ru»: «Если не Законодательное собрание, так кто еще должен определять размер штрафов? Это прерогатива исключительно законодательного органа. На депутатских приемах граждане часто жалуются на безответственное поведение водителей, которые паркуются на тротуарах, в результате чего они просто приходят в негодность. Определяя такой штраф, мы, как законодатели, руководствовались принципом соразмерности. Для того, чтобы восстановить после автомобилистов поломанные поребрики, город тратит ежегодно огромные деньги, а это, кстати, прямые средства налогоплательщиков».

Кроме того, по словам чиновника, КоАП определил планку, выше которой определять штрафы за административные правонарушения субъект не может, – это пять тысяч рублей. «Поэтому никаких нарушений с точки зрения законодательства я здесь не наблюдаю.

А вместо того, чтобы доводить дело до суда, представители общественных организаций могли бы более тщательно проводить пропаганду среди автомобилистов о недопустимости такого халатного отношения к объектам городского благоустройства», – заключает депутат.

Впрочем, как признался «Газете.Ru» неофициальный источник в ЗАКС, у автомобилистов велики шансы на победу. «Возможно, в этот раз они и добьются изменения закона. Однако мы рассчитываем на принятие законопроекта, предложенного петербургским собранием, на федеральном уровне», – пояснил собеседник.

www.Gazeta.ru
Ссылка на статью