Home Художники Портрет актрисы
Портрет актрисы PDF Печать E-mail
Ретро - Художники
15.09.2011 11:54

Томас Гейнсборо работал над портретом Сары Сиддонс около двух лет. И все это время был во власти своего замысла, желая довести портрет до возможного совершенства. Он оставлял холст, снова и снова возвращался к нему, чтобы изменить какую-то деталь, порой приходя в отчаяние. Сейчас, глядя на портрет, исполненный артистизма, легкости и виртуозности, невозможно думать об упорном труде, а тем более неудовлетворенности, то и дело посещавшей автора. Портрет кажется созданным на одном дыхании, за один сеанс.

Художник писал не просто молодую женщину с прекрасной наружностью. Ему позировала одна из величайших трагических актрис Англии.

Портрет Сары Сиддонс, Томас ГейнсбороПочти одновременно с Гейнсборо над портретом миссис Сиддонс работал другой выдающийся английский художник, Джошуа Рейнольде, представивший актрису в виде музы Трагедии, восседающей на облаках. Эта нарочитая аллегоричность лишила портрет Сиддонс главного — ее неповторимого личного обаяния. Прославленную актрису писали и такие известные портретисты Англии, как Хопнер и Лоуренс. Но портрет Гейнсборо превосходит все другие работы прежде всего свежестью восприятия, искренностью исполнения. В этом парадном портрете нет ни тени лести. В нем привлекает естественность и изящество, непринужденная грация и то спокойное достоинство, которое было свойственно актрисе и которое Гейнсборо удалось передать с удивительной точностью. Художник стремится запечатлеть незаурядность натуры женщины, поражавшей современников своим ярким талантом. Контрастным звучанием черного и темно-красного цветов Гейнсборо дает зрителю почувствовать, что перед нами трагическая актриса, создательница образа леди Макбет.

Все в картине как бы пронизано творческой взволнованностью: рябью мелких, набегающих одна на другую волн ложится ткань платья, трепещут кружева у тонких запястий, вьются локоны, гордо вздымаются вверх страусовые перья на черной шляпе с широкими полями. Эта трепетность—словно эхо душевной чуткости и восприимчивости актрисы.

Сиддонс сидит в кресле, гордо выпрямившись, но ее поза не производит впечатления покоя. В чуть заметном наклоне корпуса вперед, во внутренней собранности ощущается сдержанная и стремительная страстность. Бледное лицо с легким румянцем, оттененное черной шляпой и припудренными волосами, поражает изысканной красотой и благородством. Особенно выразительны живые черные глаза, взгляд которых выдает ум насмешливый и острый.

Сара Сиддонс (1755—1831) происходила из актерской семьи. Ее отец Роджер Кембл, а также братья Чарльз и Джон Филипп Кембл были актерами. С детства девочка выступала на театральных подмостках. В восемнадцать лет Сара Кембл вышла замуж за актера Вильяма Сиддонса.

По свидетельствам современников, актриса обладала огромным сценическим обаянием, звучным, красивым голосом. Внутренняя экспрессия, достоверность и глубина психологических харантеристик — вот отличительные черты ее игры. Не случайно наибольший успех выпал на долю двух ее ролей — леди Макбет и королевы Екатерины в «Генрихе VIII» Шекспира. Сара Сиддонс была известна своей образованностью: вокруг нее собирался весь цвет культурного Лондона той поры.

В своем парадном портрете Гейнсборо как бы уравнивает актрису в правах с дамами, принадлежащими к высшему обществу, противопоставляя сословной спеси талант, ум и сердце.

Художник, родившийся в многодетной семье суконщика, испытавший влияние просветительской философии восемнадцатого столетия, не мог думать и чувствовать иначе. И в то же время образ Сары Сиддонс, созданный Гейнсборо, таит в себе черты поэтического идеала автора. Художника восхищала в женщинах сдержанная гордость, соседствующая с лирической мягкостью и поэтической мечтательностью.

Гейнсборо приступил к работе над портретом Сары Сиддонс в 1783 году, будучи уже знаменитым портретистом. В ту пору ему шел шестьдесят второй год. Спустя пять лет он скончался.

С ранних лет Гейнсборо привлекала в живописи только два жанра — портрет и пейзаж. Трудно судить, в каком из них он был более велик.

Девятнадцатилетний художник, которого отец-суконщик за несколько лет до этого отправил учиться рисованию в Лондон, неожиданно влюбился, женился и уехал в провинцию, где и прожил долгие годы. В это время он отдавал предпочтение пейзажу. С удивительной теплотой воссоздавал он прелесть неброской природы Англии, явившись провозвестником реалистического пейзажа XIX столетия.

Переехав с семьей сначала в модный курортный городок Бат, а затем в Лондон, Гейнсборо становится известным мастером портрета. Слава его распространяется сначала в буржуазных кругах, а затем и среди аристократии. Что касается портретов, то ему часто приходилось писать модели, мало привлекавшие его своими как внешними, так и человеческими качествами.

Влияние Рубенса и Ван-Дейка ощутимо в некоторых работах Гейнсборо. Однако он исповедует свой идеал гармонии, который неизменно отличают свобода, естественность и своеобразие. Любовь художника к музыке нашла отражение и в его живописной манере, сказавшись в неповторимой трепетной лиричности его произведений.

Портрет Сары Сиддонс, как мы уже сказали, относится к поздним, зрелым произведениям художника и потому является как бы итогом его художественного мастерства.

Татьяна Седова,
«Работница», 1974 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Кто хочет жить для других, не должен пренебрегать собственной жизнью.

Ж. Гюйо