Home Писатели, поэты Страница Мужества
Страница Мужества PDF Печать E-mail
Ретро - Писатели, поэты
17.09.2011 09:58

Этой фотографии почти сорок лет. Молодая писательница Вера Казимировна Кетлинская по командировке редакции «Комсомольской правды» ездила на Дальний Восток, чтобы написать цикл очерков о молодежи, обживающей этот богатейший край.

— Снимок,— рассказывает Вера Кетлинская,— связан с одним из сильных впечатлений той далекой поры. Мои сверстники наверняка помнят, как привлекала нас тогда романтика ЭПРОНа — Экспедиции подводных работ особого назначения. Приехав во Владивосток, я не могла не познакомиться с водолазами-тихоокеанцами. И, само собой разумеется, очень хотела испытать состояние человека под водой. Разрешение на это я получила. Правда, трудно было найти для меня скафандр — даже самый маленький из них оказался, как это видно на фотографии, непомерно велик. Еще труднее было подобрать ботинки. Но наконец скафандр завинчен. Послышалась команда:

Страница Мужества— Пошел!
И вот уже ни бота, ми неба, ни солнца. Голые кисти рук чувствуют мягкую свежесть воды. За стеклом струится вверх зеленовато-желтая вода, пронизанная рассеянным светом, а внизу качается многоцветный, насыщенный жизнью сумрак.

Так вот ты какое, море!..
Тело стало легким, невесомым. Костюм держит в воде, как парашют в воздухе,— ласково и спокойно. Сапог ощущает почву. Глаза ищут дно в сумраке глубины — вот оно, серенькое, колеблющееся, с причудливыми лапами изогнутых растений...

Многие читатели, вероятно, уже вспоминают эти слова. Вера Казимировна отдала личные впечатления от прогулки по морскому дну своему герою Епифанову в широко известном романе «Мужество».

Глядя на старый снимок, писательница вспоминает и маленький казус, который произошел с ней при первом знакомстве с работой водолазов:

— Хотя спустили меня на малую глубину— метров семь, но глубина впечатлений была огромной. Пока я ходила по дну, ко мне подошел водолаз. Оказывается, голоса под водою хорошо слышны, я заговорила с ним, и вдруг... полетела вверх и оказалась на поверхности беспомощным, раздутым шаром. Когда меня втащили в бот и отвинтили шлем, я сердито спросила, зачем меня так быстро подняли наверх?

— А мы и не собирались! Вы сами вылетели как бомба,— засмеялись матросы.— Про золотник забыли?

Надо было «травить воздух» — нажимать затылком на кнопку. А я об этом действительно забыла.

Путешествуя в 1934—1935 годах по Дальнему Востоку, Вера Казимировна добралась по Амуру до селения в глухой тайге, где сотни юношей и девушек разных профессий и национальностей уже третий год строили «столицу тайги»—город Комсомольск. Писательница осталась в Комсомольске и жила вместе с первостроителями. Жила их интересами, их борьбой, их болью, мечтами, стремлениями.

За год до этой поездки В. Кетлинская начала писать роман о молодых строителях, который был навеян ее десятилетней комсомольской работой с молодежью ленинградских фабрик и заводов и газетными командировками.

— Но вот, полюбив Дальний Восток,— рассказывает Вера Казимировна,— я посадила своих героев в поезд и отправила их на берег Амура. Среди строек первых пятилеток — а строила тогда вся страна — Комсомольск выделялся особыми трудностями: глушь, от железной дороги четыреста километров. А задача была поставлена необычайно важная — создать на побережье Тихого океана форпост социализма. Люди там сразу раскрывались и ярко проявляли свои характеры.

Прообразами моих героев были реальные участники стройки. Многие первостроители узнали себя в романе. Но само собой разумеется, все увиденное на Дальнем Востоке преломлялось моим писательским воображением, обобщалось, типизировалось.

Так писательница создавала книгу.

«Работница», 1974 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Все можно познать, только не самого себя.

Стендаль