Home Художники Забытая Муза
Забытая Муза PDF Печать E-mail
Ретро - Художники
12.09.2011 11:19

В Эрмитаже среди многих портретов кокетливых жеманниц конца XVIII — начала XIX века есть один, резко отличающийся ото всех прочих. Положив руки на раскрытый фолиант, на нас смотрит молодая женщина с умным, проницательным взглядом. Это поэтесса Анна Петровна Бунина, прозванная современниками «русской Сапфо» и «девятой музой». Портрет написан известным художником А. Г. Варнеком, учеником Д. Г. Левицкого, между 1810 и 1814 годами.

Анна Петровна Бунина (она родилась 7 января 1774 года) принадлежит к семье, о которой известный писатель Иван Алексеевич Бунин впоследствии расскажет: «Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский...»

А.П.БунинаАнна Петровна провела детство в деревне. Любила родную природу, много читала, интересовалась науками и поэзией. Писать стихи начала рано, с 13 лет, но печатать свои произведения не торопилась. Ее первое увидевшее свет стихотворение «С приморского берега» было напечатано в 1806 году.

Не удовлетворенная домашним образованием, Анна Петровна, получив наследство, вопреки воле родственников уехала в Петербург и начала изучать иностранные языки, русскую словесность, физику, математику. Наследство родителей вскоре иссякло, и Буниной пришлось терпеть лишения. Одно время она жила почти впроголодь. Помог ей брат Иван Петрович Бунин, моряк, в доме которого собирался свет тогдашней литературы: Державин, Шишков, Жуковский, Дмитриев и другие писатели. Они читали и хвалили стихи поэтессы и, чтобы поощрить ее литературные занятия, стали давать ей заказы на переводы.

В те времена к творческим способностям женщин относились с большим недоверием. И женщины, даже образованные, из так называемого «высшего общества», смирялись с этим. Но не Бунина. Известный тогда литератор А. С. Шишков написал как-то в ее альбоме: «Всего похвальнее в женщине кротость, в мужчине — справедливость». К этой записи Бунина делает язвительный комментарий: «Кротость в женщине бывает двоякая: одна есть драгоценнейший ее монист, другая — бесславие... Стихотворец охотнее осыпает похвалами женщину-писательницу, нежели своего товарища, ибо он привык о себе думать, что знает больше, чем она. Он готов расточать ей похвалы, самые даже неумеренные. Мадригалы нравятся женщинам легкомысленным. Та, которая привыкла рассуждать, желает только, чтобы с нею достойно обходились».

Интересы Буниной в поэзии широки. Она пишет сама, много переводит, изучает теорию стихосложения. В 1808 году в ее сокращенном переводе с французского был издан большой труд аббата Батте «Правила поэзии». К этому труду Бунина приложила правила «российского стопосложения», то есть стихосложения, и сделала на своем труде посвящение: «В пользу девиц». Этим она как бы призывала других женщин следовать за собой в занятиях литературой.

В 1809 году вышел первый сборник ее стихотворений под названием «Неопытная муза», о котором в одной из рецензий того времени было сказано: «Многие произведения ее пера принесли бы честь и лучшим нашим поэтам».

Спустя два года увидела свет и ее вторая книга — «Сельские вечера». В том же 1811 году Бунина была избрана почетным членом литературного общества «Беседы любителей русского слова». На одном из заседаний общества Иван Андреевич Крылов вслух прочитал собравшимся фантастическую поэму Буниной «Падение Фаэтона». В основу ее положен греческий миф о сыне Солнца, тщеславном Фаэтоне, который в колеснице отца решил самостоятельно проехаться по небу. Произведение принесло автору успех. По этому поводу Бунина с присущей ей скромностью написала Крылову:

Я лавры, сжатые тобою,
Себе надменно не присвою.
Когда б не ты ее читал,
Быть может, Фаэтон вторично бы упал.

Тяжелый 1812 год объединил многих сынов Отечества. Не одно стихотворение посвятила поэтесса событиям Отечественной войны. Она писала:

Ни лестью слов, ни мощью сил
Наполеон не победил!

Большинство произведений Анны Буниной проникнуты искренним сочувствием к тяжкой судьбе трудового человека. Любопытен ее ответ «Тем, которые предлагали мне писать гимны»:

От всюду бедством утеснеина,
Могу ль слагать хвалы царям?
Идя по терновым стезям,
Я мню, что в тернах вся вселенна...

Источником, питавшим вдохновение Буниной, была ее любовь к родной земле. Звон птичьих голосов, жужжание пчел, шелест листьев, необозримость полей, свежая прохлада лесов — все находило отражение в ее поэзии.

Конечно, для нашего времени стихи поэтессы звучат архаично. И потому нас не столько интересует творчество, сколько личность поэтессы, ее мировоззрение и твердость, с которой она шла к намеченной цели.

После выхода в свет второй части сборника Буниной «Неопытная муза» к поэтессе пришло признание. Вскоре она тяжело заболела. Для лечения ее направили на два года в Англию. Но, тоскуя по родине, Бунина раньше срока возвращается домой.

К этому времени выходит в свет трехтомное собрание ее сочинений. В их числе — перевод поэтического трактата известного французского поэта XVII века Н. Буало — «Наука о стихотворстве». Перевод этот, в котором Бунина воспроизвела и стихотворный размер и ритм подлинника, считается одной из самых значительных ее работ.

Но здоровье писательницы ухудшалось с каждым днем. Преодолевая физические страдания, поэтесса до последних дней работает — переводит книгу английского писателя Блэра «Нравственные и философические беседы». Писательница чувствует, что это последняя ее работа. На титульном листе книги, изданной в мае 1829 года, она пишет посвящение: «Российскому юношеству от трудившейся в переводе».

В библиотеке Академии наук СССР хранится экземпляр этой книги с дарственной надписью, адресованной Российской Академии наук, членом которой Бунина была.

Еще один экземпляр той же книги хранится в семейном архиве Семеновых-Тян-Шанских. На ней такая надпись: «Любезнейшему моему внуку и крестнику Петрушеньке Семенову, в чаянии достославной возмужалости, со смертного и страдальческого одра любящей его со всею нежностью, от трудившейся в переводе. 1829 года, мая 14 дня, Москва». Эти слова обращены к будущему знаменитому русскому ученому-путешественнику Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому.

Анна Петровна скончалась 4 декабря 1829 года, и последнее ее стихотворение «К близким» было напечатано уже посмертно.

В. Семенова-Тян-Щанская,
«Работница», 70-е…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Цитата

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.

Зигмунд Фрейд