«Гений доброй натуры»... |
![]() |
Ретро - Художники |
12.09.2011 00:32 |
Происхождение портрета «Дамы под покрывалом» окутано глубокой тайной. Никто не знает имени женщины, написанной великим Рафаэлем. Только возникшая в давние времена легенда утверждает, что перед нами — возлюбленная художника, прекрасная Форнарина. Портрет был создан в Риме где-то в начале 1514 года. К этому времени имя Рафаэля уже широко известно: он расписывал фресками залы папского дворца в Ватикане, создавал портреты выдающихся современников.
В ту пору Флоренция была центром нового, реалистического искусства. Там жили известные художники и писатели, создававшие произведения непреходящего художественного значения, произведения, отмеченные печатью высокого гения, неповторимой его индивидуальности. Но все они отражали гуманистические настроения времени, прославляли чело-вена, величие его разума, его достоинство, его красоту. Там, во Флоренции, в мастерской Леонардо, Рафаэль увидел «Джоконду», которая произвела на него огромное впечатление. Но к этому времени у молодого Рафаэля было уже свое, вполне сложившееся художественное представление о человеческом совершенстве. И несколько его работ, также написанных во Флоренции («Мадонна со щегленком., «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница»), выражают именно это, только ему присущее понимание величия женской красоты, красоты возвышенной и одновременно земной. Теперь Рафаэля причисляют и лучшим художникам своего времени, и он получает приглашение на службу от римского папы Юлия II. В «вечном городе» Рафаэль сближается с римскими учеными-гуманистами и художниками, пленяя их своей редкой внешней привлекательностью и светлым талантом. «Он всех побеждал своей приветливостью и искусством,— писал первый биограф Рафаэля художник Джорджо Вазари, — но больше всего своим гением доброй натуры, исполненной благородства и милосердия...» Рафаэлю прочили блестящее будущее и выгодную женитьбу на патрицианке, но, по словам того же Вазари, он был влюблен в простую женщину и всю жизнь вынужден был скрывать свои отношения с ней. Есть основания полагать, что черты лица прелестной римлянки по имени Форнарина повторены Рафаэлем в нескольких его работах: в «Сикстинской мадонне», в Марин Магдалине («Св. Цецилия») и «Мадонне в кресле». Легенду о том, что, создавая «Даму под покрывалом», художник также вдохновлялся образом Форнарины, подтверждает одно сопоставление. В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С Пушкина в Москве хранится женский портрет, созданный учеником Рафаэля Джулио Романе. Облик женщины на этом портрете удивительно похож на портрет кисти Рафаэля. Картина Романе и носит название «Форнарина». Впрочем, никто не может сказать точно, она ли это. Портрет «Дамы под покрывалом» Рафаэля согрет более теплым чувством, нежели «Форнарина» на полотне его ученика. Видимо, не случайно в этой своей работе Рафаэль отказывается от пейзажного фона, на котором в то время принято было писать портреты. Художник словно бы признается зрителям, что в данном случае его не интересует окружающий мир, все его внимание сосредоточивается на облике женщины. Рафаэль поэтически воспевает ее красоту, в которой сочетаются черты живого народного темперамента с сознанием собственного достоинства. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Большие черные глаза, подчеркнутые глубокими тенями и тонкими нитями бровей, смотрят перед собой чуть рассеянно и мечтательно. Яркие, сочные губы тронуты едва заметной улыбкой. А бархатистость и теплота кожи живописно оттенены холодным блеском белого открытого атласного платья с пышными рукавами и высоким корсажем. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало, заключающее всю фигуру на полотне как бы в устойчивый треугольник, линии которого мягко округляются, соответствуя плавным певучим контурам всего портрета. В этом портрете Рафаэль в полной мере обнаруживает необыкновенное мастерство живописца и рисовальщика. Он остро чувствует объем и мягкость ткани, выявляя их тончайшими переливами белого цвета, использует легкие контрасты светотени. Золотые узоры рукава перекликаются в своем сиянии с браслетом на левой руке и драгоценным ожерельем на шее. Белая и золотисто-желтая цветовая гамма, доминирующая в портрете, как нельзя лучше соответствует красоте юной женщины. Для Рафаэля, певца эпохи Возрождения, каждый портрет был поводом выразить свое суждение о душевных качествах и о внутренней сущности человека. В письме к другу, писателю-гуманисту, графу Бальдассарре Кастильоне, он писал: «...Для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я руководствуюсь некоей идеей». Действительно, красота для Рафаэля никогда не была понятием только физического совершенства. Она вмещала непременно гармонию, заключающуюся в равновесии духовных и телесных качеств, поэтическое и нравственное совершенство. Имен, но таков портрет «Дамы под покрывалом». В ее облике художник прежде всего замечает две черты — человеческое достоинство и благородство. Лицо женщины прекрасно и спокойно. Но в отличие от «Сикстинской мадонны» лишено и возвышенной одухотворенности и трагической обреченности. Художник писал портрет прелестного земного существа, характер и облик которого удивительно соответствовали друг другу, трогая и восхищая самого художника. Образ прекрасной женщины был одной из главных тем творчества Рафаэля на протяжении всей недолгой жизни великого художника, умершего в возрасте тридцати семи лет. Портрет «Дамы под покрывалом» относится к числу шедевров Рафаэля. Отточенное совершенство формы и необычайная гармоничность образа делают его также од. ним из лучших женских портретов эпохи Возрождения. Татьяна Седова, |