Некоторые проблемы уходят корнями в доперестроечный режим, с его неспособностью использовать по-настоящему федералистские приемы в определенных ключевых областях, особенно в сфере налогообложения и судебной системы.
Исполнительные функции были осложнены различиями между всесоюзными министерствами (тяжелой промышленности, транспорта и т.д.), республиканскими министерствами (здравоохранения, образования, местной промышленности) и союзно-республиканскими министерствами (финансов, сельского хозяйства, внутренних дел, социального обеспечения и иностранных дел (сталинская идея заполучить больше мест в ООН в 1945 году), где министерства на республиканском уровне функционировали как отделения министерств Союза – нечто вроде службы социального обеспечения и занятости в американской практике).
В добавление к этим ограничениям, накладываемым советской традицией федерализма; потрясения, произведенные политическими реформами в Советском Союзе, были способны подорвать любую систему федерализма. Прежде всего, это были подавляемые в течение долгого времени силы национализма нацменьшинств и сепаратизма. Но существовали и слабые места в структуре федерализма, которые Горбачевские реформаторы унаследовали от своих предшественников, слабые места, проистекающие из самой природы советского федерализма как системы для удовлетворения национальных меньшинств без подвергания опасности власти русского центра. Основой для выделения первичных единиц, союзных республик, было не разделение страны на приблизительно равные территориальные образования, как в американском или германском федерализме, а этнический принцип (выражающийся в языке).
Это превратило Российскую республику в элемент, подавляющий все остальные. Любая система представительства в центральном правительстве либо предоставляла русским полное господство (при представительстве согласно численности населения), либо нелепо принижала их роль (при равном представительстве от каждой республики), хотя до горбачевских реформ это затруднение не было заметно, потому что Верховный Совет был представительным (одна палата по численности населения, другая по национальности) лишь формально.
Продолжение в следующей главе… |