Роль распада СССР в проблемах современного федерализма - Глава IV |
![]() |
Аналитика - История |
22.08.2011 22:07 |
Нигде в этом опыте, к сожалению, не было осознания фундаментального принципа федерализма: распределения полномочий между разными уровнями власти (не следует путать это с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви на любом уровне). Когда бы меньший район ни начинал отстаивать свою независимость перед лицом высшего, он всегда пытается добиться неограниченного «суверенитета», предъявляет права на всю общественную собственность в своих границах, и игнорирует все посторонние власти. Среди союзных республик после 1989 года этот подход привел к так называемой «войне законов», когда республики прекращали действие на своей территории союзного законодательства, которое им было не по вкусу. Это напоминает так называемые «споры об аннулировании», происходившие в США перед Гражданской войной, когда несколько южных штатов нарушили федеральное законодательство, посягающее на их деловые интересы, связанные с рабством, тарифами и «правами штатов» вообще. Как показал пример Америки, вопрос разграничения полномочий между федеральной и местными властями не имеет простого решения. Тем не менее, ясное разрешение этого противоречия необходимо для эффективного функционирования федеративной системы. И очевидно, что именно такого ясного разрешения не хватало советскому эксперименту по строительству федерализма во время перестройки. Ни правительство Союза, ни республиканские правительства не имели никакого представления о границах своей власти, налагаемых из-за разделения полномочий с властями другого уровня. Продолжение в следующей главе… |